Время музыки
«Накануне» - такое название получила вторая программа симфонического абонемента, организованного Астраханским театром оперы и балета. 19 января на сцене нового театра прозвучали сочинения Э. Элгара, А. Дворжака, К. Дебюсси.
Уже первый концерт симфонического абонемента показал, что возможности оркестра, хора и солистов театра позволяют включать в репертуар сложные партитуры – причём не только закрепившиеся в концертной практике, но и редко исполняемые. Программа «Накануне» ставила перед артистами ряд серьёзных задач: точное прочтение полифонических хитросплетений в ткани «Энигмы» Элгара, ритмических изысков в «Ноктюрнах» Дебюсси, создание идеальной ансамблевой согласованности в «Te Deum» Дворжака. Все они были успешно решены. Но не это стало главным достижением исполнителей. Главным стоит назвать ту увлечённость, с которой слушатели воспринимали музыку. Не секрет, что даже прославленным коллективам с многолетней историей не всегда удаётся создать подобную атмосферу в зале. Хочется надеяться, что увлечённость музыкой станет неосязаемой, но исключительно важной частью пространства, в котором звучат симфонические программы Астраханского театра.
* * *
Музыку композиторов, абсолютно не схожих по стилю, объединил фактор времени: все три партитуры были созданы в последнее десятилетие XIX века. Ещё до того, как на сцене родился первый звук, можно было предположить, что каждое из трёх сочинений – точнее, каждый из трёх авторов - вступит в диалог с романтизмом. Будет ли это прощание с уходящей эпохой или стремительное движение к новой?..
Эдвард Элгар - представитель английской композиторской школы. В его детстве и юности не было ничего, что обещало бы блестящую творческую карьеру. Ничего, кроме фанатичной любви к музыке. Он был, по сути, самоучкой, влюблённым в искусство. Признание пришло к Элгару довольно поздно – ему было уже за сорок. Он мгновенно стал известным благодаря сочинению-мистификации: партитуре, получившей название «Энигма» («Загадка»). Главная тема этого сочинения была найдена во время спонтанной импровизации за роялем. Из неё выросли 14 вариаций, каждая из которых представляет собой музыкальный портрет одного из близких для Элгара людей. Но загадочность сочинения заключается вовсе не в том, чтобы угадать, кто скрывается в сплетении звуков: инициалы или псевдоним героя композитор указывает перед нотным текстом. Так, к примеру, первая вариация – это портрет Кэролайн Элис Элгар («C. A. E»), супруги композитора, а пятнадцатая вариация – это автопортрет Элгара («E. D. U»). Загадка связана с темой сочинения. По признанию композитора, истинная тема сочинения не исполняется оркестром. Возможно, под темой он подразумевал не музыкальный материал, а философский или поэтический образ. Пока это никому не удалось доказать. Но одно не требует доказательств: таинственный образ был вдохновлён романтическим искусством.
Клод Дебюсси - или, как его называли современники, «Клод Французский» - всегда был в конфликте с традициями. Он презирал правила и боготворил свободу. Композитор многое воспринял из музыкальных открытий романтизма, но ничего – из «слишком человеческих» его откровений. Свои «Ноктюрны» он писал, минуя поэтичные шопеновские образцы этого жанра: Дебюсси вдохновили живописные «ноктюрны» - так художник Джеймс Уистлер называл свои пейзажи, причудливо играющие цветосветовыми эффектами. «Ноктюрны» Дебюсси - это игра трёх стихий: воздуха (пьеса первая, «Облака»), огня (пьеса вторая, «Празднества») и воды (пьеса третья, «Сирены»).
Антонин Дворжак вошёл в историю музыки как мастер, органично соединивший в своём творчестве своеобразие различных фольклорных источников с общеевропейскими академическими формами. Романтизм для Дворжака – это и то, чем живёт его собственное творчество, и то, что всегда будет синонимом человеческого в искусстве. Как настоящий романтик, Дворжак мог почти любую жизненную ситуацию превратить в художественное произведение. Его «Te Deum» появился «взамен» кантаты на текст поэмы «Американский флаг»: именно с этой кантатой Дворжак должен был дебютировать в Нью-Йорке. Но текст не был получен своевременно, и вместо американской патриотической кантаты появилось сочинение, воспевающее величие Бога, - «Тебя, Бога, хвалим» (лат. - Te Deum laudamus).
***
Художественный руководитель и главный дирижёр театра Валерий Воронин стремится к тому, чтобы каждый концерт стал значимым событием и для исполнителей, и для публики. В этом стремлении его поддерживают оркестр и хор театра (главный хормейстер – заслуженный деятель искусств России Галина Дунчева, хормейстер – Ольга Шабанова), с большой ответственностью репетировавшие программу январского концерта. Всем слушателям запомнилось бархатное звучание женской группы хора в «Сиренах», яркое хоровое тутти в финале «Te Deum». Сильным впечатлением стал глубокий, экспрессивный звук, найденный оркестром в лирических вариациях «Энигмы».
Важную роль в создание события сыграли также солисты театра – лауреат международных конкурсов Елена Разгуляева (сопрано) и Александр Малышко (баритон), прекрасно исполнившие свои партии в сочинении Дворжака.
Следующая программа симфонического абонемента предлагает слушателям продлить время романтической музыки: она будет посвящена отзвукам романтизма в искусстве ХХ века.