В Астраханском государственном театре Оперы и Балета – период новогодних спектаклей и концертов. Их художественное оформление поручено новому художнику театра Кириллу Ерёмину. В минувшие выходные более трёх тысяч астраханских ребятишек пришли в театр – в гости к «Снежной королеве». Они с восторгом принимали артистов и замирали, увидев восхитительные декорации и костюмы. Те, кому пока не удалось посмотреть сказочный новогодний спектакль, незаметно для себя, тоже испытали обаяние его творчества, благодаря завораживающему взгляду Снежной королевы: она холодно взирает на окружающих с афиш и баннеров, размещённых в разных районах города.
В жизни Кирилл Ерёмин – спокойный, уравновешенный, не склонный к эпатажу человек. Разговаривает тихо, забавно растягивая слова. Каждое слово тщательно обдумывает. В его высказываниях нет категоричных заключений, собственное мнение выражает на редкость дипломатично. О себе говорит с неохотой, порой иронично, крайне редко произносит местоимение «Я»! Оживляется только на весёлый вопрос или комментарий собеседника. Впрочем, лучше послушать его самого.
– Приехал я из Крыма. Из города-героя Керчь. Родился в Симферополе, в семье военного. Окончил Крымское художественное училище, а после этого в 2000 году – ГИТИС, где учился на факультет сценографии. Небольшой факультет, куда студентов набирают раз в два года, организовал Сергей Михайлович Бархин, замечательный художник. Пригласив своих друзей и знакомых преподавать, он создал на редкость семейную атмосферу. А непосредственно я учился у известного театрального художника Станислава Фёдоровича Морозова. Он больше известен по работам на телевидении, выполненным вместе с Анатолием Эфросом и Михаилом Казаковым. Благодаря Морозову мне повезло работать с Казаковым над телевизионным фильмом «Медная бабушка». Это фильм-спектакль об одном дне из жизни Пушкина. Недавно, в связи с 80-летим Михал Михалыча [Казакова], снова показывали этот телефильм и даже меня показывали (смеётся).
Где Вы работали после окончания ГИТИСа?
– Где я только не работал.
В Большом не работал, в Малом не работал.
– В Большом [театре] как раз работал. Когда ещё учился. Тогда Сергей Михайлович Бархин – главный художник Большого театра – пригласил меня в ассистенты. Так, последние два года своей учёбы параллельно работал в Большом театре ассистентом главного художника.
Какие спектакли Большого есть в Вашем послужном списке?
– Опера «Псковитянка». Последней работой был балет «Дочь фараона». Этот спектакль ставил и оформлял Пьер Лакотт. Так что мне посчастливилось быть ассистентом Пьера Лакотта.
Классная компания!
– Ну! Там такие люди работали и продолжают работать сейчас!
14 лет до Вашего приезда в Астрахань были какие-то определённые театральные коллективы?
– Я до 2006 года жил в Москве, время было тяжелое. Для семьи надо было зарабатывать деньги, а в театрах... И вот нас с моей первой женой (она тоже - художник) пригласили в город Краснодар в музыкальный театр (тогда тамошний театр оперетты преобразовали в музыкальный театр). В Краснодаре мы прожили полгода. Зарплаты задерживали. А жить надо было теперь и сейчас. Я после этого театром очень долго вообще не занимался и в театральных коллективах не служил. Занимался дизайном, архитектурой, снимал кино, рекламу, работал на телевидении, в постпродакшн, моушн-дизайнером и так далее.
Судя по всему Вы – человек разносторонний и всем интересующийся.
Вы по жизни везучий человек ?
– Наверное, да. Хотя… Не всегда. Был период, когда не то чтобы везло, а всё, что хотелось, исполнялось очень легко. Потом был период не очень удачный. Наверное, я себя не правильно вёл, всё не очень получалось. Вернее совсем не получалось. А сейчас, как мне кажется, всё снова начинает получаться.
В жизни Вы человек самостоятельный. А в творчестве? Как Вы относитесь к чужому мнению?
– Вообще-то тяжело. Я понимаю, что в любом мнении есть доля истины, есть зерно правды. Даже если оно не совпадает с твоим собственным, нужно прислушиваться, другое дело – соглашаться или нет. Я всегда хорошо отношусь к критике, всегда пытаюсь принять рациональный совет, но… не всегда получается.
У Вас есть заветная творческая мечта?
–Я очень часто сам себе задаю такой вопрос. Чем больше думаю, понимаю, что, наверное, не знаю ответа. В любом случае представить такой сюжет не удаётся. Если задуматься, в театре, как и в литературе, есть 6 основных сюжетов. Всё остальное – форма, отличающая разные спектакли. Вот, в лесу увидишь свет, который сквозь листву пробивается в пыльных солнечных лучах, и подумаешь: «вот бы мне такое сделать». Идёт время. Ты ходишь, живёшь, и вдруг наступает момент, вспоминаешь: вот оно, вот о чём я мечтал!
Как Вы пересеклись с Еленой Викторовной Вершининой? Она пригласила Вас сюда?
– Да, огромное ей спасибо. Место моей предыдущей работы – это город Донецк, Донецкий национальный музыкально-драматический театр. В свете последних событий работать там стало совсем тяжко. Нужно было что-то делать, решать, как жить. И тут мой приятель, с которым мы вместе работали в Смоленске, выложил в фейсбуке ролик про Астраханский театр оперы и балета. Во время просмотра передачи меня поразил и облик театра, и его техническое оснащение. Тогда я вошёл на сайт Астраханского оперного и отправил письмо главному художнику Елене Викторовне Вершининой. В своём ответе она предложила мне прислать резюме и несколько работ, что я и сделал. Вскоре получил приглашение из Астрахани.
Ваш первый «сольный » спектакль – детская новогодняя сказка «Снежная королева». Как Вы отнеслись к такому началу своей деятельности в театре?
– Я вообще очень люблю детские спектакли. Мне кажется, лучше них ничего быть не может. Замечательно, попав в театр, начинать всё со сказки. Сказка для художника – это свобода! Хотя театр оперы и балета – очень специфическое явление, имеющее свои рамки. В любом театре есть такие рамки, но в оперном, как мне кажется, самые строгие. Очень хорошо, когда есть жесткие условия. Благодаря им у художника больше возможностей проявить свою фантазию. «Снежная королева» – спектакль большой с многочисленными персонажами, он требует пространства. Его надо украсить, к тому же среди артистов есть и ребята-школьники. Одна свита Снежной королевы чего только стоит! Так что возможностей – море!
Знаю, что Елена Викторовна Вершинина способна всё мгновенно воплотить в жизнь, у неё – золотые руки! Во время нашего разговора, Вы постоянно что-то вертите-крутите в руках. А сам Вы человек умелый?
– Да-а-а. Режу, делаю из пенопласта, леплю, пилю, рисую, занимаюсь компьютерной графикой. Вот это особенно увлекает. В 1996-1997, когда поставил первый свой спектакль в театре в городе Сургуте, мне заплатили по тем временам страшные деньги, с которыми я не знал, что делать. Решил приобрести компьютер. Меня это увлекло. Какие возможности для фантазии! Графика, трехмерное пространство, видео и многое другое! Потом всё это пригодилось в работе. Так что знаком с разными технологическими новшествами. Правда, в театрах к ним долго относились с опаской. И все-таки видеографика постепенно вошла в театр. Вот и в «Снежной королеве» предполагается интересный видео-задник.
Репертуар театра свёрстан на год вперёд, а что-то на будущее, после новогодних представлений Вам предложили?
– Ну, пока ничего.
Затаились и ждут?
– Ну да. Надо же всем посмотреть, что получится. А то скажут: «ну, дружок, натворил…» (смеётся).
В Астрахани по Крыму скучаете или Вы здесь чувствуете себя комфортно?
– За три месяца я ещё не успел заскучать. Стараюсь комфортно чувствовать себя везде. Будда сказал: «не стоит искать гармонию снаружи, нужно искать её внутри себя». В Астрахани это просто: здесь всё время видишь солнце!
Те, кто в дни зимних школьных каникул отправятся в театр посмотреть красивый и красочный спектакль «Снежная королева» по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена с ослепительной музыкой раннего Вольфганга Амадея Моцарта смогут по достоинству оценить результаты деятельности нового художника Кирилла Ерёмина.
Беседовала Н.Калиниченко
16 февраля в Большом зале Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского
насладитесь шедеврами классического и современного балета, которые оставят незабываемый след в вашем сердце
Они ни разу не встретились при жизни, но их сочинения встретятся на Малой сцене Астраханского...