В музее культуры состоялся музыкально-поэтический вечер, посвящённый поэзии Серебряного века. Вечер был камерным по форме, но масштабным по идее. В небольшой гостиной собралась публика, для которой среди многочисленных памятных дат зимы особое значение имеет день 29 января. Это одновременно и скорбная, и светлая дата: день смерти А. С.Пушкина – и день рождения Б.Л. Пастернака. Участники и организаторы этого вечера посчитали необычайно важным напомнить об исключительном значении поэтического искусства в жизни человека, общества. Разве можно рассуждать о жизненных ценностях или, как часто говорят, «расставлять приоритеты», не прочитав, не услышав звонких, гулких, величественных, игривых, мистических, простых строк, рождённых на рубеже XIX-XX столетий?..
Поэзия короткого, но блистательного Серебряного века стала главным «персонажем» февральской встречи. В исполнении Светланы Пискуновой прозвучали стихотворения Б. Пастернака, в исполнении Натальи Туриевой – стихи А. Блока, И. Северянина, Н. Гумилёва, О. Мандельштама, М. Цветаевой, А. Ахматовой, С. Есенина - очень разные по поэтическому ритму, мелодической линии. Для каждого из них актрисы нашли свой темп, свой тон.
Всем знакома формулировка: «музыка написана на стихи…». Для стихов этих поэтов она кажется не очень подходящей - они музыкальны сами по себе. Тем сложнее задача композиторов, решившихся на превращение стихов в романсы. Благодаря их художественной смелости мы имеем возможность открывать в любимых поэтических строках новые интонации, удивляться новым тембровым краскам.
В исполнении двух прекрасных певиц – солисток Астраханского государственного театра оперы и балеты – Елены Разгуляевой и Зинаиды Дюжовой – прозвучали романсы Р. Бойко, В. Гаврилина, А. Петрова, Е. Рушанского, И. Адмони, С. Слонимского, В. Гринёвой. Исполнительницы были очень органичны в камерном пространстве музейного зала. Каждый исполненный ими романс был принят публикой с благодарностью и теплотой. Наиболее яркими музыкальными «точками» вечера стали романсы «Ах, дверь не запирала я…» (стихи А. Ахматова, музыка С. Слонимского) и «Ленинград» (стихи О. Мандельштама, музыка А. Пугачёвой). Первый из них был исполнен Еленой Разгуляевой. Астраханской публике она известна как великолепная исполнительница заглавных партий в операх Пуччини «Мадам Баттерфляй» и «Тоска». Романс на стихи Ахматовой прозвучал без лишней в данной ситуации оперной экспрессии, но, вместе с тем, драматично, эмоционально наполнено. Романс на трагический текст Мандельштама, исполненный З. Дюжовой, заставил слушателей со всей яркостью представить мироощущение человека середины 1930-х, жизнь в постоянном страхе и ожидании непрошенных ночных «гостей» в формах.
На вечере звучали совершенно разные по эмоциональной тональности стихи. Но все они, даже если заставили содрогнуться, – красивы. В завершении вечера Н. Туриева, исполнившая также роль ведущей, высказала замечательную мысль о том, что, не обращаясь к поэзии, мы рискуем умереть нищими. Бесспорно, эти слова, ставшие прекрасным итогом февральской музыкально-поэтической встречи, заставят многих по-другому взглянуть на собственные жизненные приоритеты.
А. Бояринцева
В рамках Всероссийского проекта "Музыкальные истории от барокко до классицизма" на площадках Астраханского театра оперы...
С 29 августа по 8 сентября 2024 года в г. Астрахани проходит финальный этап Всероссийского...
Международный фестиваль классического искусства «Каспийские сезоны», который проходил в рамках национального проекта «Культура», завершился выступлением...