В музее культуры состоялся музыкально-поэтический вечер, посвящённый поэзии Серебряного века. Вечер был камерным по форме, но масштабным по идее. В небольшой гостиной собралась публика, для которой среди многочисленных памятных дат зимы особое значение имеет день 29 января. Это одновременно и скорбная, и светлая дата: день смерти А. С.Пушкина – и день рождения Б.Л. Пастернака. Участники и организаторы этого вечера посчитали необычайно важным напомнить об исключительном значении поэтического искусства в жизни человека, общества. Разве можно рассуждать о жизненных ценностях или, как часто говорят, «расставлять приоритеты», не прочитав, не услышав звонких, гулких, величественных, игривых, мистических, простых строк, рождённых на рубеже XIX-XX столетий?..
Поэзия короткого, но блистательного Серебряного века стала главным «персонажем» февральской встречи. В исполнении Светланы Пискуновой прозвучали стихотворения Б. Пастернака, в исполнении Натальи Туриевой – стихи А. Блока, И. Северянина, Н. Гумилёва, О. Мандельштама, М. Цветаевой, А. Ахматовой, С. Есенина - очень разные по поэтическому ритму, мелодической линии. Для каждого из них актрисы нашли свой темп, свой тон.
Всем знакома формулировка: «музыка написана на стихи…». Для стихов этих поэтов она кажется не очень подходящей - они музыкальны сами по себе. Тем сложнее задача композиторов, решившихся на превращение стихов в романсы. Благодаря их художественной смелости мы имеем возможность открывать в любимых поэтических строках новые интонации, удивляться новым тембровым краскам.
В исполнении двух прекрасных певиц – солисток Астраханского государственного театра оперы и балеты – Елены Разгуляевой и Зинаиды Дюжовой – прозвучали романсы Р. Бойко, В. Гаврилина, А. Петрова, Е. Рушанского, И. Адмони, С. Слонимского, В. Гринёвой. Исполнительницы были очень органичны в камерном пространстве музейного зала. Каждый исполненный ими романс был принят публикой с благодарностью и теплотой. Наиболее яркими музыкальными «точками» вечера стали романсы «Ах, дверь не запирала я…» (стихи А. Ахматова, музыка С. Слонимского) и «Ленинград» (стихи О. Мандельштама, музыка А. Пугачёвой). Первый из них был исполнен Еленой Разгуляевой. Астраханской публике она известна как великолепная исполнительница заглавных партий в операх Пуччини «Мадам Баттерфляй» и «Тоска». Романс на стихи Ахматовой прозвучал без лишней в данной ситуации оперной экспрессии, но, вместе с тем, драматично, эмоционально наполнено. Романс на трагический текст Мандельштама, исполненный З. Дюжовой, заставил слушателей со всей яркостью представить мироощущение человека середины 1930-х, жизнь в постоянном страхе и ожидании непрошенных ночных «гостей» в формах.
На вечере звучали совершенно разные по эмоциональной тональности стихи. Но все они, даже если заставили содрогнуться, – красивы. В завершении вечера Н. Туриева, исполнившая также роль ведущей, высказала замечательную мысль о том, что, не обращаясь к поэзии, мы рискуем умереть нищими. Бесспорно, эти слова, ставшие прекрасным итогом февральской музыкально-поэтической встречи, заставят многих по-другому взглянуть на собственные жизненные приоритеты.
А. Бояринцева
Подано 11 795 заявок из всех регионов страны. Новая постановка оперы Петра Чайковского «Пиковая дама»,...
Бушующее море, оживленная площадь Адрианополя, роскошный восточный дворец паши-Сеида...балет "Корсар" в версии Астраханского театра оперы...
В этот скорбный день коллектив Астраханского театра оперы и балета выражает свои самые глубокие соболезнования...