Премьера оперы "Хованщина"

Премьера состоялась 2,3 сентября 2022 года на Соборной площади Астраханского кремля
 
«Хованщина» - пятый спектакль, осуществлённый в рамках проекта
«Русские оперы в Астраханском кремле»

В 2022 году исполнилось 340 лет со дня Стрелецкого бунта 1682 года, названного в народе Хованщиной.
В этом же году Россия отмечает 350-летие со дня рождения Петра Великого.
Когда праздновалось 200-летие Петра I, Модест Петрович Мусоргский начал работу над оперой «Хованщина».

 

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
 
Первая картина
Красная площадь в Москве. На рассвете стрельцы похваляются жестокими расправами, совершёнными накануне над неугодными боярами. В оправдание злодеяний на площади поставлен столб с именами наказанных и их провинностями.
Появляется боярин Шакловитый, ставленник царевны Софьи. Он хочет, чтобы подьячий написал с его слов донос царю Петру на князя Ивана Хованского, который замышляет посадить на московский престол своего сына Андрея. Шакловитый предупреждает подьячего, что его ждёт страшная кара, если он проговорится. Подьячий пугается, но мешочек с деньгами делает его сговорчивым. Шакловитый забирает бумагу и исчезает.
Пришлые люди, идущие в столицу, чтобы заработать своими ремёслами, – народ неграмотный. Они просят подьячего прочитать надписи на появившемся за ночь столбе и приходят в ужас, узнав имена жестоко казнённых бояр.
Стрельцы со своими семьями приветствуют князя Ивана Хованского, своего предводителя. Князь во всеуслышание сообщает о намерении извести на Руси боярскую крамолу, пресечь изменнические козни вокруг молодых государей.
В сопровождении стрельцов, под славящее пение народа, Хованский идёт в обход по Москве.  
Сын Хованского Андрей преследует Эмму, девушку из Немецкой слободы. Эмма обвиняет Андрея в убийстве её родителей и в изгнании жениха. Марфа, прежняя возлюбленная Андрея, защищает девушку. Андрей угрожает Марфе расправой, но получает отпор.
Вернувшийся Иван Хованский застаёт сына с Эммой. Молодая немка приглянулась и отцу, и он велит стрельцам взять девушку и отвести к нему в терем. Андрей в ярости выхватывает нож, но появившийся Досифей, глава раскольников, останавливает разгоревшуюся ссору. Он просит Марфу, ставшую раскольницей, проводить Эмму в слободу и обращается к Хованскому и стрелецкому войску с призывом: «Братья, други, время за веру стать православную!».  Хованский призывает стрельцов сторожить Москву. Досифей и раскольники поют песнь отречения от мира и молят Господа укрепить их силы.
 
 
Вторая картина
Дом князя Василия Голицына, обставленный в европейском духе. Голицын – дипломат и посол в государственных делах, фаворит царевны Софьи, читает любовное письмо от неё. Он не верит в преданность Софьи, его мучает тревога, одолевает страх перед будущим.
По просьбе Голицына приходит Марфа. Она гадает ему на воде и предсказывает опалу и ссылку. Князь в смятении. Опасаясь, что гадалка проболтается о том, что ей открылось, он велит своему клеврету Варсонофьеву утопить Марфу.
Появляется Иван Хованский. Он обвиняет князя в неуважении к боярской чести. Голицын возражает, что борется лишь с боярской строптивостью. Князья не могут договориться, их заботит только, кто из них будет главенствовать. Перерастающий в ссору спор останавливает пришедший на княжеский совет Досифей. Удалившийся от мира, в прошлом тоже князь, Досифей корит Хованского в потворстве стрелецкому пьянству и разгулу, а Голицына в пристрастии к европейским обычаям. Глава раскольников призывает князей подумать, как охранить Русь от нововведений царя Петра, как сберечь старую веру.
Вбегает Марфа. Она напугана покушением на её жизнь и рассказывает, что была спасена солдатами царя Петра, петровцами. «Петровцы?» – в страхе восклицают заговорщики.
Вошедший Шакловитый сообщает, что царю Петру поступил донос на Хованских, которые «на царство покусились». Пётр назвал заговор «хованщиной» и велел сыскать зачинщиков.
​​​
 
Третья картина
Стрелецкая слобода. Со старообрядческим песнопением крестным ходом через слободу идут раскольники.
Марфа тяжело переживает измену князя Андрея, вспоминает их счастливые дни. Ей кажется, что есть только один утешительный выход: вместе с возлюбленным покончить с собой самосожжением. Досифей ласково вразумляет её: «Гореть!.. Страшное дело!.. Не время, не время, голубка».  
В мрачном раздумье появляется Шакловитый. Он твёрд в борьбе с «хованщиной», но его гнетут мысли о многострадальной Руси, о том, сколько она претерпела и сколько еще ей предстоит вытерпеть.
Просыпаются хмельные стрельцы. Они кутят и веселятся, не слушая брани своих жён. Неожиданно появившийся подьячий сообщает о приближении петровского войска. Стрельцы ошеломлены и просят Хованского вести их в бой. Но Хованский понимает, что его дело погибло. Приказав стрельцам идти по домам и ждать решения судьбы, он прощается со своим войском.
 
Четвёртая картина
В своём тереме Иван Хованский пытается отвлечься от мрачных предчувствий песнями крепостных девушек. Клеврет князя Голицына сообщает, что Хованскому грозит беда. Князь разгневан и удивлён: кто может грозить ему в его собственном доме? Он велит выпороть посланника от Голицына и привести персидских рабынь, чтобы они танцевали для него. Входит Шакловитый с приглашением на тайный совет к царевне Софье. Князь приказывает подать парадные одежды, но на пороге падает, сражённый предательским ударом.
 
Пятая картина
Площадь у собора Василия Блаженного.  Царь Пётр решительно чинит расправу над заговорщиками. Провозят в ссылку опального князя Голицына. Ведутся приготовления к казни стрельцов. Петровцам дан приказ окружить раскольничьи скиты.
Досифей после тяжких размышлений решается призвать старообрядцев к самосожжению. Он разрешает Марфе взять Андрея Хованского с собой.
Появляется взволнованный Андрей. Он проклинает Марфу, считая, что она приворожила его колдовскими чарами. Андрей не знает о предстоящей казни и не верит словам Марфы, что его отец убит. Только увидев стрельцов, идущих на казнь, он понимает, что всё погибло. В страхе Андрей просит Марфу спасти его.
Стрельцы произносят последнюю молитву и кладут головы на плахи. За несколько мгновений до казни появляется царский посланник Стрешнев и оглашает приговорённым стрельцам царскую милость: им дарована жизнь.
 
Шестая картина
Скит в сосновом бору. Досифей понял всю тщетность усилий отстоять на Руси старый жизненный уклад. Сознавая обречённость раскольников, он надеется, что гибель в огне спасёт их души. Исполненный мужественной решимости, Досифей обращается к братии с призывом сгореть в огне во имя святой веры, но не подчиниться петровцам.
Марфа мечтает в смерти воссоединиться с возлюбленным. Она старается утешить объятого страхом Андрея воспоминаниями об их любви.
Слышатся трубы приближающихся петровских войск. Раскольники, преисполненные веры, экстатично поют: «Господи славы, гряди во славу Твою». Марфа своей свечою поджигает хворост, которым обложен скит. Пламя разгорается.
Сквозь лесную чащу входят пришлые люди. При виде пылающего скита они отступают и скорбно вопрошают: «Ох ты, родная матушка Русь, нет тебе покоя, нет пути… Кто ж теперь тебя, родимую, кто утешит, успокоит?..»
Над догорающим раскольничьим скитом, над Москвой, над всею Русью занимается утренняя заря

 

Дирижёр-постановщик Валерий Воронин
 
Режиссёр-постановщик Константин Балакин
 
Художник-постановщик Елена Вершинина
(сценография, костюмы)

Хормейстер-постановщик
Заслуженный деятель искусств РФ
Галина Дунчева
 
Художник по свету Ирина Вторникова

 

 

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!