К открытию 19-го театрального сезона в Астраханском оперном театре смонтирован новый портальный антрактно-раздвижной занавес, выполненный по эскизу главного художника Елены Вершининой. Он был изготовлен в театрально-декорационных мастерских Санкт-Петербурга из натурального бархата вишнёвого цвета и весит более 700 кг. Театральный занавес в оперном доме – это своего рода лицо театра. Вместе с архитектурным порталом и декоративной падугой (называемой в театре «арлекином») прикрывающими механизм и направляющие, по которым движутся каретки с закреплёнными к ним полотнищами, он представляет единое целое, своего рода раму сценического пространства. В театральной терминологии сценический портал называют «зеркалом сцены», а по его размеру судят о величине всего театрального сооружения. В нашем театре ширина зеркала сцены составляет 15 метров, а высота – 8,5 метров. Стоит ли говорить, что оформление зеркала сцены является чуть ли не главным элементом декоративного убранства зрительного зала для любого театра. Зритель, приходящий на спектакль, почти всегда видит перед собой эту завесу, скрывающую тайну.
Основным орнаментальным мотивом в отделке нового арлекина и занавеса стало соцветие лотоса – символа астраханского края. Глубокая бантовая складка полотнищ занавеса, оживлена лотосами, апплицированными из золотой парчи. Арлекин выполнен в сложной смешанной технике: здесь встречается и живопись, и аппликация. В его орнаментальную вязь вплетены элементы, связанные с античным классическим театром: это театральные маскароны и так называемая «флейта пана». В соответствии с эмоциональным и символическим замыслом художника Елены Вершининой в центральной части арлекина – смысловое ядро всей композиции: поющая театральная маска, ориентированная по разные стороны, олицетворяющая нахождение нашего театра на границе частей света. От этой маски в стороны расходятся волны орнаментального арабеска, напоминающие о широком морском просторе Каспия. Над этими волнами – две фантастические птицы, вызывающие ассоциации с райскими птицами славянской мифологии. Их радужное оперение говорит о многообразии мира искусства, царящего в этих стенах. От маски к сцене тянутся струны арфы – самого распространённого в музыкальных культурах мира инструмента. Венчает композицию – цветок лотоса, лепестки которого поддерживают большую жемчужину. Так на символическом языке представлен Астраханский оперный театр – драгоценность прикаспийского региона.
По нижнему краю занавес отбит золотой парчой с вкраплениями из сверкающих искусственных камней. Орнамент из цветков лотоса здесь выложен золотым шнуром. Нижняя кромка утяжелена вшитой цепью и декорирована высокой золотой бахромой с кистями. Рисунок отделки гармонично вписывается в орнаментальный декор портала сцены и зрительного зала. С изнанки занавес посажен на подкладку из бордовой хлопчато-бумажной материи. Все ткани и материалы, использованные в изготовлении арлекина и занавеса, прошли обязательную для таких изделий противопожарную пропитку. Новый занавес – не только красивое приобретение, завершающее убранство одного из красивейших оперных театров современной России. Благодаря своей плотности, он отвечает и звукоизоляционным требованиям: перемена самой сложной декорации за ним во время антракта будет не слышна зрителям.
которая уже успела завоевать сердца наших зрителей
25 и 26 января в Астраханском театре оперы и балета – опера П. Чайковского «Евгений...
На Большой сцене Астраханского театра оперы и балета команда постановщиков осуществила реконструкцию «Сильфиды», опираясь на...