Опера СВАДЬБА ФИГАРО

Об авторе:

Вольфганг Амадей Моцарт

1756 - 1791

ЛУЧЕЗАРНЫЙ ГЕНИЙ

   Едва ли есть в музыке имя, перед которым человечество преклонялось бы так же благоговейно, как перед именем Моцарта. Влияние, которое он оказал на музыкальную культуру, невозможно не только преувеличить, но даже в полной мере оценить. Найдётся немало музыкантов, которые могли бы сказать вслед за Чайковским: «Я бы мог до бесконечности говорить об этом лучезарном гении, к которому я питаю какой-то культ. Тем, что я посвятил свою жизнь музыке, я обязан Моцарту».

«Невероятная гениальность возвысила его над всеми мастерами всех искусств и всех столетий» – с горячностью восклицал Вагнер. Другие считали, что в один ряд в истории человечества можно поставить только три имени: Леонардо, Моцарт, Гёте.

Гений Моцарта засверкал в первые же годы его жизни. В четыре года он мог за полчаса разучить и сыграть на клавесине менуэт, в пять сочинял маленькие пьесы, к шести годам практически самостоятельно выучился играть на скрипке. В шесть лет он уже гастролировал с концертами по Европе вместе с отцом, талантливым музыкантом. В одиннадцать сочинил первую оперу, в четырнадцать получил почётное звание академика музыки Болоньи и дирижировал на премьере собственной оперы в Милане. В 17 лет он был автором 4 опер, 13 симфоний, 24 сонат и нескольких духовных сочинений, не говоря о массе небольших произведений. Несмотря на то, что Моцарт не прожил и 36 лет, он создал произведения во всех музыкальных жанрах и формах, существовавших в его эпоху, и во всех жанрах оставил произведения непреходящего значения. Творчество его поражает многогранностью.

Но подлинной его любовью была опера. «Я завидую всем, кто пишет оперы. Я готов плакать, когда слышу оперную арию. Желание писать оперы – моя idee fixe» (из письма Моцарта отцу).

Венская опера в то время делилась на три основных направления – серьёзная итальянская опера (опера-seria), в которой классические герои и боги жили и умирали в атмосфере высокой трагедии, комическая опера (опера-buffa), основанная на сюжетах итальянской комедии dell'arte, и немецкая комическая опера (зингшпиль), успех которой держался, главным образом, на том, что она исполнялась на немецком языке, доступном широкой публике.

Моцарт работал во всех направлениях и силой своего гения расширил границы жанров, объединил и преобразил их. Он стал, наряду с К. Глюком, крупнейшим оперным реформатором своего века, хотя и не декларировал свои реформы теоретически, как это делал Глюк.

За свою жизнь Моцарт написал 14 опер. К самым выдающимся относят «Дон Жуана», «Волшебную флейту» и «Свадьбу Фигаро».

«Как вам кажется, смогу ли я написать комическую оперу так же, как и оперу- seria? – пишет Моцарт отцу.– Насколько в опере- seria должно быть мало шалостей и много учёности и разумности, настолько же в опере- buffa должно быть мало учёности и много шалости и веселья». Моцарт выбирает драматургической основой для своей новой работы

комедию Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Не прошло и года с того момента, как состоялась премьера комедии, о ней ещё бурно спорила вся Европа. В Вене она была запрещена! Несмотря на это, в декабре 1785 года Моцарт начинает работу.

Либретто написал Лоренцо да Понте – талантливый поэт, разносторонне образованный человек с необычной и яркой биографией. Сторонник французских просветителей, он был изгнан, как человек слишком свободных взглядов, из духовной семинарии в Тревизо, где преподавал литературу и красноречие, а затем, по той же причине, из Венеции. В Вене, куда да Понте приехал в 1782 году, ему удалось получить место поэта-либреттиста благодаря ходатайству Антонио Сальери, который был придворным композитором.

И Моцарт, и да Понте были очарованы художественным совершенством комедии Бомарше, блестящим остроумием, живостью характеров, изобретательностью, стремительностью действия. Важное значение имела для Моцарта и социальная острота пьесы Бомарше, её основная тема о превосходстве ума над знатностью и богатством. Мысль эта всю жизнь глубоко задевала Моцарта. Композитора мучило унизительное положение художника в его эпоху. Музыканты, будь они хоть гениями, оставались людьми низшего сорта, комедиантами, развлекающими богатую публику. С раннего детства выступавший в монарших домах Европы, Моцарт отличался редким чувством собственного достоинства и остро ощущал сословную разницу. С негодованием писал он отцу: «Сердце делает человека благородным! Пусть я не граф, но в душе у меня, быть может, больше чести, чем у иного графа. И лакей ли, граф ли, раз он меня оскорбляет – он подлец». Когда отец спросил согласия Вольфганга на то, чтобы переговорить с высокопоставленным князем Цайлем о предоставлении ему должности при баварском дворе, Моцарт с достоинством ответил, что был бы рад, но «Только не пресмыкайтесь! Я не переношу этого».

Поскольку пьеса Бомарше была запрещена, Лоренцо да Понте опустил наиболее публицистические монологи Фигаро, сократил многие фрагменты, содержащие политический контекст, и «обезопасив» таким образом либретто, сумел добиться разрешения императора Иосифа II на постановку оперы. При этом основная идея пьесы Бомарше – нравственное превосходство слуги над аристократом – в опере сохранилась и получила неотразимо убедительное художественное воплощение в музыке.

Моцарт был чрезвычайно требователен к либретто своих опер. Он прекрасно понимал специфические законы оперной сцены и считал, что текст оперного либретто должен быть по возможности лаконичным, не затягивающим действие. Хотя он и не делал никогда теоретических заявлений, но в письмах к отцу очень много размышлял о творчестве. Вот что писал он по поводу либретто: «В опере поэзия, безусловно, должна быть послушной дочерью музыки. Почему итальянские комические оперы, при всём убожестве либретто, нравятся везде, даже в Париже? Потому что в них безраздельно царит музыка, и всё остальное забывается. Ещё больше должна понравиться опера с хорошо разработанным сюжетом. Идеальный вариант, когда встретятся хороший композитор, понимающий театр и способный задавать тон, и толковый поэт. Тогда можно не страшиться аплодисментов невежд». «Свадьба Фигаро» стала именно таким идеальным вариантом. Не случайно впоследствии Лоренцо да Понте написал либретто ещё двух гениальных опер Моцарта, «Дон Жуан» и «Так поступают все».

«Свадьбу Фигаро» Моцарт сам назвал комедией-buffa в 4-х действиях. В этом сразу было несоответствие канонам жанра: типичная модель buffa отличалась небольшим масштабом и двухактным строением. Но главным было то, что содержание buffa никогда не выходило из развлекательных бытовых рамок. Опера Моцарта, раскрывающая в увлекательной комедийной форме очень серьезное содержание, смело перешагнула границы исходного жанра. Внешне композитор следовал традициям. Музыкальные номера оперы чередуются с речитативами. Комедийные черты героев преувеличенно подчёркнуты. Такие персонажи, как доктор Бартоло, Базилио или судья Курцио – явно восходят к итальянской комедии масок. Любовная пара слуг – это тоже типичная принадлежность оперы-buffa. Но при этом образы Фигаро и Сюзанны совершенно не похожи на привычные в buffa условные образы. Их характеры ярко индивидуальны, а музыка отличается поэтичностью, которая вовсе не была свойственна этому жанру. Моцарт делает то, чего до него не делал никто. Традиционная опера-buffa показывала типические черты, Моцарт же подчёркивает индивидуальные. У каждого персонажа свой музыкальный язык, свой мир чувств, своя реакция на происходящее. Столкновения характеров придали опере гибкость и разнообразие. Герои Моцарта – живые люди со всеми их достоинствами и недостатками. У него нет комических и драматических героев, каждый человек, как в жизни, может быть и таким, и другим. Более того: Моцарт смело драматизировал само действие. Даже по сравнению с комедией Бомарше он углубил и обогатил образы героев. К примеру, чувства Розины глубже и тоньше, чем в комедии Бомарше. Её переживания носят драматический характер, хотя она остаётся персонажем комической оперы. Обогащены и чисто буффонные образы, например, Марселина. Узнав, что Фигаро её сын, она взволнована, и музыка однозначно говорит нам, что это волнение искреннее, интонации её совершенно непривычны для комедийного персонажа оперы-buffa.

В «Свадьбе Фигаро» Моцарт выступил новатором и в области музыкальной драматургии. До Моцарта действие раскрывалось исключительно в речитативах. Арии и ансамбли – самое привлекательное в оперном жанре – лишь демонстрировали вокальные возможности исполнителей, но в развитии сюжета были как бы остановкой. У Моцарта они также движут действие. Особенно расширил Моцарт роль ансамблей: их в опере столько же, сколько арий. Искусно сочетая музыкальные номера, Моцарт добился того, что «Свадьба Фигаро» стала живым музыкальным рассказом – это тот идеал, достичь которого мечтает каждый оперный композитор.

Опера «Свадьба Фигаро» стала пиком славы Моцарта. Как восторженно писал Густаво Маркези, «комедия облачена в поразительную, гениальную, совершенную музыкальную ткань. Музыка напоена светом, искрится сиянием: расточительная щедрость юного творческого дара почти приводит в изнеможение».

Работа над оперой длилась не более 5 месяцев. Генеральная репетиция в венском «Бургтеатре» прошла 29 апреля в присутствии императора Иосифа II. Оркестр аплодировал автору еще во время репетиции. Премьера состоялась 1 мая 1786 года. Первыми двумя исполнениями дирижировал сам автор, сидя за клавесином. Друг Моцарта, певец Майкл Келли, исполнивший на премьере две роли – Дона Базилио и Курцио – вспоминал в своих мемуарах: «Никто никогда не имел более блистательного успеха, чем Моцарт со своей "Свадьбой Фигаро". Театр был битком набит, многие номера пришлось повторять, так что оперу играли почти вдвое дольше, чем она должна была бы идти». А ведь опера и без того длится

четыре часа! Результатом этого триумфа стало беспрецедентное распоряжение императора: запретить повторы на "бис!" более одного раза.

Тем не менее после премьеры опера прозвучала в «Бургтеатре» только восемь раз. Недруги композитора в музыкальном мире, понимавшие, что Моцарт создал шедевр, с которым им никогда не сравняться, добились снятия «Фигаро» с репертуара.

Подлинное признание опера приобрела только после постановки в Праге в декабре того же года. Она имела такой оглушительный успех, что её не только повсюду пели, но под неё даже танцевали. После одного из балов с участием композитора, шутливо изображая другу Готфриду фон Жакену пражских красавиц, Моцарт писал: «Я не танцевал и даже не шутил с ними. Во-первых, потому что я слишком устал. Во-вторых, из-за моей врождённой застенчивости. Однако с огромным удовольствием я наблюдал, как все эти люди упоённо

скакали под музыка моего «Фигаро», переделанную в контрдансы и на немецкий манер. Тут не говорят ни о чём, кроме «Фигаро». Не играют, не насвистывают и не поют ничего, кроме «Фигаро». Ни на какую оперу не ходят, кроме «Фигаро», и только «Фигаро». Разумеется, это большая честь для меня».

С этого момента опера обошла весь мир. В Вене спектакль был возобновлён два года спустя после премьеры, по инициативе Антонио Сальери. Он же руководил постановкой.

В России цензура, враждебно относившаяся к пьесе Бомарше, долгое время не допускала оперу Моцарта на сцену. Впервые она прозвучала в Петербурге в 1815 году.

В 1875 г. П.И. Чайковский перевёл текст либретто на русский язык для спектакля учащихся Московской консерватории.

Казалось бы, опера «Свадьба Фигаро» родилась из невообразимого смешения: австрийский композитор избирает сюжетом для либретто пьесу французского драматурга о непритязательной частной жизни каких-то совершенно условных испанцев, и либреттист-итальянец пишет либретто австрийской оперы на итальянском языке! Но в итоге появилась опера, которая стала важнейшей вехой в истории мирового музыкального театра. Прошло много более двухсот лет, а популярность оперы «Свадьба Фигаро» по-прежнему считается непревзойдённой. Возможно, Иоганнес Брамс был прав, когда воскликнул: «Каждый номер в "Фигаро" – чудо! Просто непостижимо, как кто-либо мог создать нечто столь прекрасное! Никто никогда не сможет превзойти подобное, даже Бетховен!»

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!