Опера КАРМЕН

Жорж Бизе к моменту написания оперы «Кармен» был уже достаточно известным автором, произведения которого и критики, и зрители высоко ценили. Работу над своей главной оперой Бизе начал в 1874 году. В основе был положен сюжет новеллы Проспера Мериме «Кармен», повествующей о трагической любви торговки сигарами цыганки Кармен и бандита Хосе. История закончилась трагически: Хосе, обуреваемый ревностью, убил любимую. Однако, сюжет был переработан. Авторами либретто выступили Л. Галеви и А. Мельяк. Несмотря на то, что для либретто были использованы большей частью диалоги, написанные Мериме, Жорж Бизе видел своих героев в других образах. Так, Кармен в опере предстаёт не хитрой и коварной, а страстной и прекрасной женщиной — синоним смелости и вольнолюбия. Образ Хосе также подвергся изменениям. В произведении Бизе он не преступник, а военный, мучимый внезапно проснувшимся чувством к цыганке в то время, когда он ожидал свадьбу с другой. 

Опера «Кармен» стала последним произведением Жоржа Бизе. Критики считают данное произведение наивысшей точкой творчества французского композитора. Однако, успех к «Кармен» пришёл не сразу после премьеры. Показать конфликт людей из разных социальных слоёв, неспособных понять друг друга, несмотря на жгучую любовь, вспыхнувшую между ними для того времени было слишком экстравагантным. Когда журналисты узнали о содержании оперы, то практически сразу предрекли провал постановке. Такой сюжет и такие герои считались просто неприличными. Недоброжелатели оказались правы - премьера провалилась. Зрители были возмущены изображением столь ярко выражаемых страстей. Жоржа Бизе обвинили в… безнравственности, а о поражении говорила вся Франция. Через несколько месяцев после премьерного показа «Кармен» Жорж Бизе умер. В обществе поговаривали о том, что причиной столь ранней смерти - композитору было всего 36 лет – послужила именно неудача с «Кармен».  Однако неуспех на родине был компенсирован оглушительным успехом в Вене и Санкт- Петербурге.

Премьера оперы «Кармен» в Астраханском театре Оперы и Балета долгожданная. Из-за пандемии показ спектакля переносили несколько раз. Теперь труппа ждёт с нетерпением 11 и 12 сентября, когда публике будет представлена новая работа. Музыкальный руководитель и дирижёр — постановщик - Валерий Воронин. Спектакль предстанет в постановке режиссера - постановщика Ханса Йоахима Фрая, художника — постановщика Петра Окунева (главный художник-постановщик Приморской сцены Мариинского театра).

Художественный руководитель и главный дирижёр театра Валерий Воронин подчеркивает, что спектакль «Кармен» продолжит найденную и отлично зарекомендовавшую себя  творческую манеру, присущую именно Астраханскому театру  оперы и балета - манеру, в которой классика разумно сочетается с веяниями времени, не переходя за грань эксперимента ради эксперимента.

«Кармен» — это название особенное, произведение часто считают испанским, но на самом деле оно французское, а ставит спектакль немецкий режиссёр.

Это первая работа Ханса Йоахима Фрая в Астрахани. Среди постановок Х.-Й.Фрая -А.Лорцинг «Царь и плотник», Р.Штраус «Ариадна на Наксосе» (театр Б.Покровского, Москва), Р.Вагнер «Летучий голландец» (Улан-Уде, Минск), Л.Бетховен «Фиделио» (София), В.-А.Моцарт «Так поступают все» (Улан-Уде), Дж.Пуччини «Тоска» (Владивосток), В.-А.Моцарт «Волшебная флейта» (Минск), Г.Доницетти «Лючия ди Ламмермур» («Новая опера», Москва), К.-М.Вебер «Вольный стрелок» (Росток, Германия), Р.Вагнер «Лоэнгрин» (Эрфурт, Германия), Дж.Россини «Севильский цирюльник» (Екатерининский дворец, С.-Петербург). Ханс-Йоахим Фрай — один из основателей и бессменный руководитель Международного конкурса исполнителей итальянской оперы, который , начиная с 1996 года, проходит в Европе и в России. Ханс Фрай — генеральный директор и художественный руководитель Дрезденского оперного бала, крупнейшего развлекательного события в мире классической музыки, одного из известнейших балов, проводимых в Европе.

«Мы хотим сделать постановку очень пышной и яркой. Для этого мы задействовали символизм цвета: красный как цвет любви, черный как цвет смерти, и с этими красками мы будем играть. Мы построили большую испанскую арену для тореро, которая на крутящейся сцене-круге трансформируется в разные другие элементы декораций и, таким образом, у нас есть сцены в горах, внутри арены, перед ареной. Всё это оформлено в эстетически продуманной манере, где мы используем игру теней, игру с цветом, очень стильно, с использованием исторических костюмов, но в едином цвете с уникальным сценическим дизайном», - отмечает Ханс Фрай.

Вместе с астраханскими солистами в премьерном спектакле выступят приглашенные солисты, лауреат международных конкурсов, приглашенный солист Мариинского театра Дмитрий Демидчик (партия Хозе) и лауреат международных конкурсов, солистка Московского театра «Новая Опера» Анастасия Лепешинская (пария Кармен). С Дмитрием Демидчиком астраханцы познакомятся впервые, а вот Анастасию Лепешинскую публика помнит по её участию в фестивале вокального искусства имени Валерии Барсовой и Марии Максаковой.


 

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!