В Астраханском театре возвели собственного "Медного всадника"

05.04.2023 15:50
162
В Астраханском театре возвели собственного "Медного всадника"

Старый балет в трех актах Ростислава Захарова, включавший рудименты нескольких пушкинских произведений, был образцом хореодрамы на ее выдохе - длинным, подробным, не лишенным отдельных хореографических красот, но безнадежно скучным. Он обслуживал тему маленького человека перед лицом великой и великолепной империи, предпочитая патетический язык жестов и выдавливая танец в минимальных дозах.

Обаяние тому "Медному всаднику" придавали исполнители. Уланова и Стручкова в роли скромницы Параши, Сергеев и Брегвадзе в образе мечтательного и пылкого Евгения, величественная Марина Семенова, превращавшая маленькую партию Царицы бала в центральную, принадлежали к поколению, которое опасалось слов в жизни, зато умело передать эмоцию движением приподнятого плеча или опущенной головы.

Астраханский "Медный всадник" заново возведен на перекрестке старого и нового. Хореограф Юрий Клевцов начал с полного пересмотра драматургии хрестоматийного балета. Он не ограничился техническим сокращением либретто, а написал его заново. У Захарова Петр Первый, как Дон Кихот в одноименном балете, был лишь поводом для движения сюжета.

Клевцов оснастил его некоторым количеством танцев и поставил во главе трио главных героев: Евгений и Параша, названная в новом либретто Прасковьей, становятся воплощением мечты Петра о России будущего и соединяют его время не только с пушкинским, но и вечным.

Изменения драматургии повлекли трансформации в партитуре Рейнгольда Глиэра - она, с одной стороны, сокращена, с другой - наращена фрагментами из его другого балета, "Красный мак", а также Полонезом Анатолия Лядова, под который танцуют на петровской ассамблее. Арап (Рудольф Дудоладов) и Меншиков (Прохор Зеленин) вместе с Царицей Екатериной (Виктория Перова), выросшей из Царицы бала старой постановки, обрели собственную действенную роль, а с ней - и хореографический язык. Здесь Клевцов умело воспользовался собственным богатым опытом: премьером Большого и аргентинского театра "Колон" он танцевал и симфонические спектакли, и драмбалеты, и модернистские постановки, и чистую неоклассику.

В "Медном всаднике" он как хореограф играет на контрастах и легко меняет регистры. Классическое па де де переплетается с историко-бытовым танцем (хотя полонез, поставленный на пуанты, выиграл бы в туфлях на каблуках), в сцены мягко вплавлены эффектный трепак от Меншикова и барыня от Матери Прасковьи. В памяти всплывают мизансцены из "Онегина" Крэнко и "Ромео и Джульетты" Лавровского, изящные перестроения Баланчина и Уилдона, которые не воспроизводятся буквально, но использованы как идеальные модели.

Фото: Александр Потапов

Небольшая по численности и не обладающая богатым опытом труппа при этом выглядит в постановке органично. Ей хватает ресурсов и на массовые сцены, и на небольшие ансамбли. Главная удача постановщика - ведущие исполнители: Максим Мельников, выразительный, обладающий довольно точным жестом, в партии Петра; Артур и Айгуль Альмухаметовы, абсолютно естественные в партиях Евгения и Параши.

Но главное событие премьеры - образовавшийся в процессе ее подготовки тандем постановщиков. Дирижер Валерий Воронин, хореограф Юрий Клевцов и художник Олег Молчанов представили спектакль современный по идее и воплощению, динамичный и эмоциональный, заставляющий труппу работать с максимальной отдачей, демонстрирующий ее лучшие стороны и позволяющий надеяться, что у театра появляются новые перспективы.

Подробнее на RG.RU

В прессе о нас пресса о нас


Проект «Русские оперы в Астраханском Кремле» представлен в Русском доме в Берлине
29
мар
2024

Проект «Русские оперы в Астраханском Кремле» представлен в Русском доме в Берлине
29.03.2024

28 марта 2024 года в Русском доме в Берлине начала работу выставка «Первая русская опера».

Главный режиссёр АГТОиБ Алексей Смирнов – про «Любовь к трём апельсинам»
19
мар
2024

Главный режиссёр АГТОиБ Алексей Смирнов – про «Любовь к трём апельсинам»
19.03.2024

Накануне премьеры AST-NEWS.ru встретился с главным режиссёром АГТОиБ, поставщиком спектакля Алексеем Смирновым.

Валерий Воронин – о главных событиях в Астраханском театре оперы и балета
7
дек
2023

Валерий Воронин – о главных событиях в Астраханском театре оперы и балета
07.12.2023

Накануне долгожданных праздников AST-NEWS.ru поговорил с художественным руководителем и главным дирижёром Астраханского государственного театра оперы...

За «Баядеркой» - в Астрахань
9
ноя
2023

За «Баядеркой» - в Астрахань
09.11.2023

Балетный критик, эксперт многочисленных советов по присуждению премий, Лауреат итальянской премии «Premio Roma» - Александр...

Патриотическая премьера: «Иван Сусанин» у стен Астраханского кремля
2
окт
2023

Патриотическая премьера: «Иван Сусанин» у стен Астраханского кремля
02.10.2023

Московский театральный критик Александр Матусевич о прошедшей премьере Астраханского театра оперы и балета

"Где волны хищные толпились..."
2
окт
2023

"Где волны хищные толпились..."
02.10.2023

Балетный критик Розанова Ольга о балете Р. Глиэра "Медный всадник" в журнале "Большой театр"

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!