А. Бояринцева "Театральная весна в музыкальном театре"

04.04.2012 00:00
877
А. Бояринцева "Театральная весна в музыкальном театре"

После морозной и многоснежной зимы наступившая наконец весна воспринимается как праздник. Даже привычная работа, повседневные заботы кажутся не такими однообразно-будничными.

Прекрасная возможность поддержать это ощущение - посетить театральный спектакль. Афиша Астраханского государственного театра оперы и балета предоставляет возможность каждому зрителю выбрать наиболее интересный для себя жанр - от детской познавательной программы до классических шедевров Пуччини, Верди, Чайковского. Творческая жизнь театра всегда очень интенсивна. Каким был театральный март?

123123.jpg

Все мартовские спектакли театра по-своему интересны. Каждый из них имеет свою «линию жизни», свой секрет успеха. В этом отношении особенно примечательна «Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини. Поставленная в прошлом сезоне, в этом году она была номинирована на Национальную театральную премию «Золотая Маска». Экспертной комиссией были отдельно отмечены работы дирижёра-постановщика Валерия Воронина, художника-постановщика Елены Вершининой, исполнительницы партии Чио-Чио-сан Елены Разгуляевой: все они стали номинантами премии в персональных категориях. В апреле спектакль Астраханского театра - наряду с работами лучших российских театров - будет показан в Москве. То, с каким интересом принимает «Мадам Баттерфляй» астраханская публика, позволяет надеяться на высокую оценку взыскательного жюри.

В чём секрет успеха этой постановки? Прежде всего, в гармоничном сочетании музыки и сценического решения. Эмоциональные кульминации, запечатлённые в партитуре Пуччини, оживают в ярких цветовых «всплесках» оформления сцены. Постепенное нарастание трагического колорита, отчётливо ощущаемое в музыкальном развитии, чутко отражается в мизансценах, пластике героев (режиссёр-постановщик - Ольга Маликова).

4f4f4f03.jpgНо успех не был бы настоящим, если бы исполнительница заглавной партии ограничилась только «исполнением»: прекрасная певица Елена Разгуляева по-настоящему проживает каждую интонацию, поэтому публика видит на сцене трепетную, любящую и страдающую Чио-Чио-сан (Мадам Баттерфляй), а не солистку театра. Возможно, это первый спектакль, в котором оркестр театра заявил о себе как о высокопрофессиональном коллективе, готовом к решению сложнейших художественных задач. В этом - несомненная заслуга художественного руководителя и главного дирижёра театра Валерия Воронина.

Если «Мадам Баттерфляй» - совсем молодой спектакль, с момента премьеры которого прошло чуть больше года, то «Евгений Онегин» - спектакль-юбиляр. В октябре 2012 года ему исполнится десять лет. Его появление в репертуаре Астраханского театра стало значимым событием: оно связано с началом сотрудничества с Государственным академическим Большим театром России.

«Евгений Онегин» был подготовлен представителями прославленного театра - дирижёром Павлом Клиничевым и режиссёром Михаилом Панджавидзе. В спектакле, который прошёл 11 марта, выступили певцы, недавно ставшие солистами Астраханского театра. Драматически наполненно прозвучала партия Татьяны в исполнении Ольги Бузько. Очень убедителен и в музыкальном, и в актёрском отношении был исполнитель заглавной партии Александр Малышко. Поэтично, трепетно исполнил партию Ленского Иван Михайлов. Марина Васильева в партии ветреной Ольги запомнилась теплотой тембра, сценической выразительностью. В партии Лариной была очень органична Зинаида Дюжова. Партию курьёзного, но обаятельного мсье Трике эффектно исполнил Иван Максимейко. В партии Гремина достойно выступил Алексей Фролов.

Накануне Международного женского дня в театре была показана музыкальная комедия Е. Птичкина по рассказам М. Шолохова «Бабий бунт». Трудно сказать, что больше привлекает внимание публики в этом спектакле - занятный сюжет, колоритная речь персонажей, яркие музыкальные номера, но он пользуется неизменным успехом. Предпраздничный спектакль подтвердил это.

234234.jpg

Программа «Вечера балета», прошедшего 10 марта, была составлена так, чтобы у зрителей возникло ощущение присутствия на спектакле. Поэтому вполне можно говорить о театральной драматургии «Вечера», в которой прослеживалась и единая линия развития, и игра контрастов. Вниманию публики были представлены сцены из «Лебединого озера», «Жизели», «Корсара», «Дон Кихота», «Ромео и Джульетты» - балетов, украшающих репертуар современных театров. Те, кому удалось побывать на ноябрьском или январском «Вечерах», легко могли заметить интенсивный рост молодой труппы за весьма короткий период.

Детский музыкальный абонемент - важная часть репертуара Астраханского театра. То, насколько успешно будут проходить эти программы, во многом определит его дальнейшее развитие: во время представлений дети учатся правильно вести себя в театре, знакомятся с театральными профессиями, получают представление о жанрах музыкально-сценического искусства и, главное, слушают прекрасную музыку. Ещё в конце февраля юным зрителям была предложена программа, в создании которой неизменному автору и ведущей абонемента, музыковеду Юлии Скрипченковой помогал режиссёр - Екатерина Дыбаль.

Результат их творческого сотрудничества оказался очень интересным, и потому в марте публике была представлена ещё одна совместная программа - «Истории, рассказанные хором». Один час, отведённый на программу, благодаря замечательному сценарию превратился в интереснейшее занятие. Дети смогли познакомиться с историей хорового пения, специальными вокальными терминами, поучаствовать в играх, услышать (и увидеть!) ряд сцен из масштабных сочинений композиторов XIX-XX веков - от Доницетти до Прокофьева - в замечательном исполнении хора и оркестра театра.

Основным творческим событием марта стало завершение работы по подготовке премьеры оперы Чайковского «Пиковая дама» (дирижёр-постановщик - Валерий Воронин, режиссёр-постановщик - Константин Балакин). Есть основания предполагать, что премьера спектакля станет знаковым событием в театральной истории современной Астрахани. В связи с возникшими затруднениями в техническом оснащении сцены нового театра премьерный показ состоится не в конце марта, как планировалось ранее, а несколько позже. Вынужденный перенос не отразится на графике творческого коллектива, который приступает к репетициям оперы Дж. Верди «Трубадур».

В ближайшие планы коллектива входит участие в двух серьёзных культурных проектах. 13 апреля Астраханский театр оперы и балета покажет свой спектакль «Мадам Баттерфляй» в Большом театре России в рамках фестиваля «Золотая Маска». Сразу после возвращения из Москвы труппа театра примет участие в Международном фестивале вокального искусства имени В. Барсовой и М. Максаковой. Оркестр выступит на открытии фестиваля и заключительном гала-концерте. Выступления солистов также включены в концертную программу фестиваля. Кроме того, на 22 апреля назначен фестивальный показ «Мадам Баттерфляй».

НА СНИМКАХ:
- сцена из спектакля «Жизель» - солисты В. Борисов и У. Батлук
- солистка Елена Разгуляева
- сцена из спектакля «Мадам Баттерфляй».


05.04.2012 №48 (26114)

В прессе о нас пресса о нас


Сетевое издание «Astrakhanpost»
10
июн
2022

Сетевое издание «Astrakhanpost»
10.06.2022

«Лишний повод гордиться Родиной»: артисты Екатеринбургского театра оперы и балета поделились впечатлениями об Астрахани

Венецианская роскошь и тонкий психологизм: новый «Риголетто» в Астрахани
2
июн
2022

Венецианская роскошь и тонкий психологизм: новый «Риголетто» в Астрахани
02.06.2022

Московский театральный критик Александр Матусевич о прошедшей премьере в Астраханском театре оперы и балета

Аргументы и Факты. Астрахань
28
май
2022

Аргументы и Факты. Астрахань
28.05.2022

Астраханцев приглашают на заключительную премьеру сезона в Театр Оперы

Российская газета. Башкортостан
11
май
2022

Российская газета. Башкортостан
11.05.2022

Астраханцы показали в Уфе спектакль, ставший культурным событием

ClassicalMusicNews.Ru.
6
апр
2022

ClassicalMusicNews.Ru.
06.04.2022

Астраханский оперный театр поставит оперу “Хованщина”

Музыкальные сезоны
10
дек
2021

Музыкальные сезоны
10.12.2021

"Сильфида" на астраханской сцене

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!