Н. Туриева«Мечтаю спеть 14-ю симфонию Шостаковича»

19.01.2012 00:00
636
Н. Туриева«Мечтаю спеть 14-ю симфонию Шостаковича»

Категория: Культура

Создано 19.01.2012 23:47

Н. ТУРИЕВА

Просмотров: 138

IMG_8119ар.jpg

Музыкальный театр: новые имена

В конце 2011 года стало известно, что спектакль Астраханского государственного театра оперы и балета «Мадам Баттерфляй» выдвинут на соискание Национальной театральной премии «Золотая маска». В номинации «Лучшая женская роль» представлена исполнительница партии Баттерфляй, солистка театра Елена Разгуляева.

Каждому понимающему человеку ясно, что такой исполнительский уровень достигается хорошей школой, большим опытом и огромной работой - одним лишь даром здесь не обойтись.

Как же случилось, что девочка из провинциального Череповца, выросшая в простой российской семье, где никто и не помышлял о музыке, стала ведущей солисткой оперного театра, номинанткой самой престижной в России премии в области театрального искусства?

Видимо, родители рано заметили её музыкальность и отвели в студию, а потом и в музыкальную школу, на отделение фортепиано. Но очень скоро оказалось, что больше всего ей нравится петь. Она самозабвенно пела в хоре, нередко солировала, а в своих детских играх любила изображать оперных певцов. Когда пришло время определять своё будущее - поступила в Череповецкое училище искусств на дирижёрско-хоровое отделение. Здесь, одновременно с обучением профессии дирижёра, она впервые стала брать уроки вокала.

Говоря о своей профессиональной подготовке, люди чаще всего придают особое значение высшему учебному заведению. Но Елена с благодарностью вспоминает прежде всего училище, ту высокую планку, которую необходимо было преодолеть. У них подобрался сильный курс, все сами рвались заниматься, но и требовали с них очень строго. В итоге - половина выпуска с красными дипломами. С огромным уважением говорит Елена о своих первых педагогах, Сергее Геннадьевиче Зуеве и Анне Николаевне Чертовой, которые дали ей прочную музыкальную базу, крепкую основу вокала, сольфеджио, владения инструментом. Надёжная школа - и высокая требовательность к себе. Две эти составляющих и сегодня являются основными для Елены. Она никогда не позволяет себе расслабляться, каждый день, помимо репетиций - обязательный класс, шлифовка того, что уже в репертуаре, работа над новым материалом. Результат, как говорится, налицо.

После училища была Петрозаводская консерватория, но теперь вокальное отделение: Елена уже твёрдо осознала, что в музыке, которой она так поглощена, главное для неё самой - именно петь. Поэтому первый, о ком она вспоминает в консерватории - педагог по специальности Валерий Александрович Волчков. «За вокал благодарна ему», - говорит Елена.

В студенческие годы она уже постоянно участвовала в концертах, по старой привязанности часто пела и с хором. В консерватории была композиторская кафедра, и она исполняла вокальные произведения молодых авторов, тесно сотрудничала с питерским композитором Игорем Мациевским.

На четвёртом курсе Елена приняла участие в XI всероссийском конкурсе вокалистов Bella voce, проходившем в Москве, и стала лауреатом I премии.

В тот же год - ещё одна первая премия, теперь уже в Белоруссии, на XI международном фестивале духовной музыки «Магутны Божа». Поэтому после консерватории ехала на ярмарку вокалистов в Петербург достаточно уверенно: что ни говори, а человек, получивший две первые премии, имеет больше шансов найти хорошую работу.

Её пригласили в Ростовский государственный музыкальный театр, где она и проработала семь лет, творческих, исключительно наполненных, плодотворных лет.

Едва приехав в театр, Разгуляева получила назначение на трагическую партию хрупкой, страстной Мими в «Богеме». Премьера состоялась уже через месяц, и театр сразу же повёз спектакль в Англию. Всё это было серьёзным испытанием. Оперы Пуччини весьма непросты для исполнения. Опыт Елены к тому моменту был чисто вокальным, концертным. А здесь надо было суметь так распределить свои голосовые, душевные, физические силы, чтобы их хватило на четыре действия сложной оперы. И надо было не только спеть, но и сыграть. Театр оказался совершенно новым миром, законов и профессиональных азов которого она ещё не постигла. Всему пришлось учиться с нуля.

Сейчас Елена и сама удивляется, как ей, молодой солистке, удалось достойно справиться с непростой задачей. Во всяком случае, хотя ростовский театр совершил тогда большой гастрольный тур по Англии и Ирландии, она их почти не видела - была поглощена работой. Правда, в Лондоне она не пела, и потому ей удалось посмотреть город. Его тишина, чистота, бегающие прямо по улицам белочки - всё очаровало и легло на душу.

Потом было очень много первых партий, спетых в самых знаменитых операх: «Дон Жуан», «Травиата», «Аида», «Тоска», «Пиковая дама», «Турандот», «Паяцы» - всех не перечислить. И гастроли, много гастролей. С ростовским театром объездила всю Португалию, Испанию, в том числе крупнейшие города, Мадрид и Барселону. Всюду поражало, как любят люди классическую музыку, оперу, как эмоционально воспринимают её, сколько публики ходит на спектакли. В Катар приехали в проливной дождь, не прекращавшийся три дня, думали, зрители вообще не придут, но был аншлаг.

С глубокой болью говорит Елена о том, как плохо у нас в России, особенно в провинции, знают музыку, как не развит у людей музыкальный вкус. Очень горько видеть, что в других странах культурный уровень населения намного выше. Хочется, чтобы люди шли в театр, чтобы они в нём отдыхали и наслаждались, а не спали и не мучились. Она надеется, что сейчас в Астрахани новый театр привлечёт людей поначалу хотя бы чисто внешним интересом. Захотят посмотреть здание, заинтересуются музыкой и в следующий раз, может быть, придут уже на спектакль. Давно замечено: если человеку, впервые пришедшему в оперу, она понравилась - он полюбит её навсегда. «Я работаю для того, чтобы люди приходили ещё и ещё», - говорит Елена.

К пониманию, точному решению образа Баттерфляй Елена шла не один год. Когда она приехала в Ростов, в его репертуаре уже была «Мадам Баттерфляй», очень красиво поставленная известным петербуржским режиссёром Юрием Александровым. Елене нравились музыка и спектакль, и она всегда сидела в зале, когда шла «Баттерфляй». Потом в силу обстоятельств ей пришлось в короткий срок выучить партию и ввестись в этот спектакль. И ей, как актрисе, играющей этот сложный образ, было внятно и подробно объяснено, что, как и почему она должна делать. Да и сама Елена никогда не ограничивается режиссёрскими замечаниями. В случае с Чио-Чио-сан - читала об особенностях японского национального характера, о традициях, смотрела фильмы про гейш. У неё было время внутренне по-настоящему освоить этот образ: театр возил оперу на гастроли в Катар, в Англию, в Ирландию… Позже она много раз пела Чио-Чио-сан в Америке, уже с антрепризным театром и в другой режиссуре.

В Астрахани, в интерпретации режиссёра Ольги Маликовой, это совсем другой спектакль, во многом иначе рассмотрена и динамика образа Баттерфляй. Да и сама Елена изменилась за эти годы, многое стала понимать иначе. Но у неё уже была внутренняя основа роли, на которую постоянно что-то наращивалось. К тому же в опере душевное состояние героя диктует в первую очередь музыка, поэтому нельзя говорить о кардинально разных образах, но зато можно и нужно - о глубине постижения, о степени выразительности и совершенстве овладения партией. Так что номинация на «Золотую маску» - это не случайная удача и не подарок судьбы, это - итог многолетней, ответственной и творческой работы.

Елена не впервые номинирована на эту премию. Во время работы в Ростове был выдвинут на соискание «Князь Игорь». Но она узнала, что номинирована как исполнительница партии Ярославны, уже в Астрахани и в силу обстоятельств не смогла поехать в Москву.

То, что номинирован первый же ее спектакль в Астрахани, поставленный в короткий срок, отобранный весьма компетентной и взыскательной фестивальной комиссией по съёмке, сделанной на премьерном спектакле, - было для Елены большой неожиданностью, но, конечно, чрезвычайно приятной. Елена понимает, что рассчитывать на лауреатство сложно: в списке претендентов (конкурентов!) исключительно талантливые певцы из лучших театров России. «В такой компании не стыдно и проиграть!» - улыбается Елена. Это будет её премьера в Москве, что само по себе окрыляет. Выступить на сцене легендарного Большого театра (а именно в нём будет проходить «Золотая маска») перед искушёнными знатоками, наполняющими залы фестивальных спектаклей; представить им молодой астраханский театр, о котором большинство зрителей ещё не имеет ни малейшего представления («Они, наверное, только о рыбалке в Астрахани знают», - смеётся Елена), - всё это и высокая ответственность, и большое счастье.

У Елены нет того, что принято называть «хобби». Музыка - вот и хобби её, и сама жизнь. Она не склонна открывать свой внутренний мир. «Я очень сдержанный человек. В жизни. Но я думаю, что всё, что происходит внутри меня, отражается в моей работе: в актёрской игре, в голосе - во всём, что я делаю на сцене. Там я настоящая и открыта каждому».

Ей очень многое хочется спеть. Леону в «Трубадуре», Амелию в «Бале-маскараде», Аиду. Хочется принять участие в симфонических, в крупных хоровых проектах. У неё уже был такой опыт: в Мадриде она исполняла сольную партию в 9-й симфонии Бетховена, в Барселоне - «Реквием» Моцарта и «Кармина Бурана» Орфа. Ей бы очень хотелось, чтобы что-то подобное прозвучало и в Астрахани. Например, 14-я симфония Шостаковича. Она очень давно мечтает спеть её.

Сегодня астраханские зрители могут увидеть и услышать Елену Разгуляеву в партиях Чио-Чио-сан в «Мадам Баттерфляй» и Флории Тоски в «Тоске», Татьяны в «Онегине» и Виолетты в «Травиате». В её исполнении это очень разные женские образы, но все их объединяет исключительная органичность, выразительность пластики, эмоциональная и душевная наполненность и, конечно, - голос, большой чистый голос очень красивого тембра. Но голос сам по себе - это только материал. В сущности, не так уж мало людей, у которых есть голоса. А вот певцов - единицы. Елена не просто поёт. Она глубоко и точно понимает, о чём поёт, что она хочет выразить каждой музыкальной фразой, каждым оттенком тембра своего прекрасного голоса. Услышав Разгуляеву впервые, сразу понимаешь: это уверенный зрелый мастер, которому по плечу любые творческие задачи. Но значительно более важным представляется другое: после спектаклей, в которых поёт Елена Разгуляева, остаётся глубокая душевная взволнованность и чувство горячей благодарности к певице, которая нам её подарила. Собственно, это и называется искусством.

Елена Разгуляева появилась в Астраханском театре оперы и балета - тогда ещё музыкальном - в начале сезона 2010 г. Среди любителей музыки тотчас прошёл слух о новой талантливой певице. Интерес подогревался и тем, что стало известно: театр готовит премьеру знаменитой оперы «Мадам Баттерфляй», и партию Чио-Чио-сан исполнит Елена Разгуляева. А когда состоялась премьера, никто уже не сомневался, что в театре появилась подлинная прима высокого профессионального уровня.

Фото Р. ПЕЛЫХ, В. ТЮКАЕВА


20.01.2012 №7 (26073)

В прессе о нас пресса о нас


Сетевое издание «Astrakhanpost»
10
июн
2022

Сетевое издание «Astrakhanpost»
10.06.2022

«Лишний повод гордиться Родиной»: артисты Екатеринбургского театра оперы и балета поделились впечатлениями об Астрахани

Венецианская роскошь и тонкий психологизм: новый «Риголетто» в Астрахани
2
июн
2022

Венецианская роскошь и тонкий психологизм: новый «Риголетто» в Астрахани
02.06.2022

Московский театральный критик Александр Матусевич о прошедшей премьере в Астраханском театре оперы и балета

Аргументы и Факты. Астрахань
28
май
2022

Аргументы и Факты. Астрахань
28.05.2022

Астраханцев приглашают на заключительную премьеру сезона в Театр Оперы

Российская газета. Башкортостан
11
май
2022

Российская газета. Башкортостан
11.05.2022

Астраханцы показали в Уфе спектакль, ставший культурным событием

ClassicalMusicNews.Ru.
6
апр
2022

ClassicalMusicNews.Ru.
06.04.2022

Астраханский оперный театр поставит оперу “Хованщина”

Музыкальные сезоны
10
дек
2021

Музыкальные сезоны
10.12.2021

"Сильфида" на астраханской сцене

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!