Вечера из цикла «Петербургская камерата» в рамках «Петербургской музыкальной весны» традиционно проводятся в Доме композиторов на Большой Морской. Они посвящены камерному вокальному и инструментальному творчеству петербургских композиторов. Важно, что в программах «Камераты» представлены труды композиторов, которые принадлежат к различным творческим объединениям — это позволяет слушателям знакомиться с разнообразными стилями современной камерной музыки.
14 мая 2012 года состоялся второй концерт цикла.
Первое отделение открылось исполнением «Романса» для скрипки и фортепиано Виктора Огороднова (представителя Ассоциации «Русская традиция»). Небольшое мелодичное произведение, с чередующимися скрыто напряженными и открыто взволнованными (в духе скрипичной сонаты Шостаковича) эпизодами, было исполнено Натальей Андреевой (скрипка) и Ольгой Кораго (фортепиано).
Затем состоялось первое исполнение Четырех романсов (из цикла «Вчерашние песни» на слова Мандельштама) Александра Следина, участника композиторского круга «Мелос» (цикл написан для сопрано, баритона и фортепиано).
Вступительный номер цикла — ностальгические «Каштановых прядей осечки…» (на стихотворение «Я буду метаться по табору улицы темной») сменились «Обмороком сирени» (очень любопытное преломление «Сирени» Рахманинова!) Под конец цикла прозвучали слегка глумливая «Мастерица» и иронический, с грустинкой, «Александр Скерцович» («Жил Александр Герцович») — с превосходным эффектным окончанием.
На мой взгляд, в данном цикле автору удалось исключительно удачно посмотреть на русскую музыкальную атмосферу начала 20 века (на «старинный» романс, академический романс, на эстрадные шлягеры того времени) со столетней сегодняшней дистанции. Очень выразительное, порой ироническое и отчасти театрализованное исполнение романсов Ольгой Ореховой, самим композитором (в роли вокалиста), с великолепной «поддержкой» Станислава Воронцовского (фортепиано) было по достоинству оценено слушателями.
Завершил отделение необарочный «Английский дивертисмент» Александра Туника («Мелос») в пяти частях, который (также впервые) прозвучал в исполнении струнного квартета в составе: Чингиз Османов, Юлия Баранова, Рустик Позюмский, Михаил Дегтярев. В этом «неоклассическом» произведении автор использовал материал собственного балета «Принц и нищий» (среди прочего — две подлинные английские темы).
Второе отделение началось с премьеры вокального цикла участника «Мелоса» Анатолия Зарубко «Песни ветра» на слова Анастасии Толстой. Цикл был исполнен солисткой Астраханского театра оперы и балета Зинаидой Дюжовой в сопровождении Марины Маленьких (фортепиано).
Продолжила программу примечательнейшая Пятая виолончельная соната Михаила Журавлева (Ассоциация «Русская традиция»), которую слушателям преподнесли Екатерина Травкина (виолончель) и Михаил Огороднов (фортепиано).
Первая ее часть, Moderato, как ни странно, чем-то напомнила мне первые части виолончельных сонат Брамса и Мясковского — не собственно по тематизму, а из-за текучести музыки, фактуры, из-за общего настроения.
Во второй рондообразной части (Allegro), упругая и танцевальная тема рефрена (как я узнал позднее у автора) — волочебная песня "Святый вечер", записанная во время фольклорной экспедиции в деревнях юга Псковщины.
Третья часть — минорное взволнованное Adagio, которое, правда, не имеет характера «вот здесь-то я и скажу самое главное» (как это нередко бывает), а скорее имеет характер интермеццо. Вообще общий дух Сонаты — явно мажорный.
Это становится особенно ясным с наступлением финала Сонаты (Presto), который основан на двух фольклорных темах — подблюдном напеве «И шел Илья» из деревни Усмынь Псковской области и свадебной величальной «Летела стрела» из Архангельской области. В ходе вариационного развития тема загадочно приобретает несколько восточный характер (из-за гармонизации?). Под конец в сольной интермедии виолончели точно цитируется псковский наигрыш «Скабаря».
(Внезапно пришла мысль: вот я написал вначале о Брамсе и Мясковском применительно к первой части Сонаты. А далее? А ведь действительно — и сами темы, и принципы развития тем по Сонате в целом, пожалуй, схожи с темами и их развитием, которые используются этими мастерами. Можно сюда же добавить и Метнера с его Danza festiva и другими претворениями в его оригинальных пьесах национальной танцевальности.)
«Победную точку» в концерте «Петербургской камераты» поставило впервые представленное публике Зинаидой Дюжовой и Мариной Маленьких последнее произведение покойного главы «Мелоса» Абрама Юсфина — «Подводя итоги…», вокальный цикл на несколько четверостиший Игоря Губермана. Ряд иронических миниатюр на афористичные губерманские «гарики», обрамленный чисто «инструментальными» (фортепианными) прологом и эпилогом, прямо-таки наэлектризовал публику всех возрастов и вызвал бурные аплодисменты.
Полагаю, что автор рецензии выразит мнение не только свое, но и подавляющего большинства аудитории, если скажет: и те произведения, которые исполнялись на концерте, и их исполнение были весьма высокого качества. Это высокое качество обеспечило устойчивое «послевкусие» (да простят мне деятели культуры такой термин!) в душе публики — лично я несколько дней был под впечатлением от концерта.
Очень отрадно не только верить и не надеяться, а точно знать, что культура нашей страны, нашего города актуальна и жива. И по-прежнему — русская в основе своей.
Георгий Белоконев
28 марта 2024 года в Русском доме в Берлине начала работу выставка «Первая русская опера».
Накануне премьеры AST-NEWS.ru встретился с главным режиссёром АГТОиБ, поставщиком спектакля Алексеем Смирновым.
Накануне долгожданных праздников AST-NEWS.ru поговорил с художественным руководителем и главным дирижёром Астраханского государственного театра оперы...