Опера БОГЕМА

Об авторе :

Джакомо Пуччини нередко называют последним великим оперным композитором. Незадолго до смерти в одном из своих писем он сказал, что «опера закончилась как жанр, поскольку люди потеряли вкус к мелодии и готовы терпеть музыкальные композиции, не содержащие ничего мелодического». Он был прав по крайней мере в том, что с его уходом закончилась история итальянской оперы – оперы пленительных мелодий и красоты человеческого голоса.

Человечность, искренность, страсть, действие. Эти слова определяют всё творчество Пуччини. И немаловажное слово здесь – действие, ибо Пуччини был настоящим мастером театра и твёрдо следовал убеждению, что опера – это неразрывное слияние музыки и действия. По этой причине он даже отказывался в своих операх от традиционных увертюр. Он говорил: «Я – человек театра. Я вижу сцену, персонажей, вижу жесты персонажей. Если бы я не видел перед собой сцены, я бы не написал ни одной ноты».

Тотчас после премьеры «Манон Леско» Пуччини прочитал роман Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы». «Мне попался сюжет, в который я совершенно влюблён» - написал композитор и со свойственной ему страстностью принялся разрабатывать план новой оперы. Композитору, прежде всего, важна была жизненная правда и возможности мелодического разнообразия, которые давал бы текст. А та искренность, теплота и задушевность, которые можно назвать отличительными особенностями оперы, навеяны, несомненно, воспоминаниями юности Пуччини. В годы учёбы в Миланской консерватории он нередко голодал, как его герои. Что же касается автора романа Анри Мюрже, то он был частью мира, о котором писал, все главные герои романа списаны с реальных прототипов, а Рудольф – это сам Мюрже.

Музыка была написана за восемь месяцев, и к осени 1895 года «Богема» была закончена. В 1896 году в Турине, на сцене Королевского театра состоялась премьера. Критика была более чем сдержана. Некий Карло Берсезио написал даже: «"Богема" не оставит никакого следа в истории оперного театра. Автору этой оперы следует считать своё произведение ошибкой». Надо сказать, критики нередко были неблагожелательны к Пуччини, а порой и откровенно враждебны, вплоть до высказываний вот такого рода: «Это просто позор, что мир думает, будто итальянская музыка — это, в основном, произведения этого старомодного мелодиста, в то время как в Италии есть такие композиторы-интеллектуалы, как Ильдебрандо Пиццетти». К чести итальянской публики, она куда лучше разобралась в достоинствах оперы, упоённо рукоплескала и с каждым новым исполнением принимала оперу всё восторженнее. Очень скоро «Богема» уже с успехом шла в крупнейших театрах мира – в Лондоне, Берлине, Будапеште, Барселоне, Буэнос-Айресе… В Париже опера вызвала настоящую сенсацию, парижская критика вознесла её до небес.

Менее чем через год после туринской премьеры «Богема» впервые была показана в России, в Московской Частной опере (театр Солодовникова). Затем, в феврале 1900, она была поставлена в Мариинском театре Петербурга. Среди первых русских исполнителей – Антонина Нежданова, Евгения Мравина, Леонид Собинов, Медея и Николай Фигнеры, Надежда Забела-Врубель, Фёдор Шаляпин.

С тех пор опера «старомодного мелодиста» не сходит ни с русской сцены, ни с оперной сцены всего мира, и прочно заняла место в пятёрке самых часто исполняемых опер. Исполнить партии Мими и Рудольфа за честь для себя почитают самые блистательные певцы планеты – Мария Каллас, Рената Тебальди, Рената Скотто, Мирелла Френи, Энрико Карузо,

Марио Дель Монако, Франко Корелли, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас…

Может быть, именно благодаря изумительному мелодизму и гениальным достижениям в вокальной области оперы Джакомо Пуччини остаются лучшими из лучших. Как писал Тито Гоби, «вряд ли найдётся произведение, более подходящее для оперного певца, чем этот безупречный шедевр Пуччини – «Богема». Он настолько мелодичен, так быстро покоряет слушателей, что порой его склонны недооценивать, забыв о том, что передать простоту, нежность и подлинное чувство в доступной для всех форме может только истинный гений».

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!