Опера БОГЕМА

Постановщики об опере:

 

Валерий Воронин

дирижёр-постановщик «Богемы»,

художественный руководитель и главный дирижёр театра

(интервью перед премьерой)

 

- Три оперы прославили имя Пуччини и были названы критиками и музыкантами «Великой триадой». И все три Вы поставили в нашем театре. Причём Вы начали свою работу в Астрахани с постановки «Мадам Баттерфляй» (и этот спектакль был номинирован на «Золотую Маску»), непосредственно следом была «Тоска», потом ещё одна её версия, и вот теперь – «Богема». Сам собой напрашивается вывод, что творчество Пуччини Вам особенно близко. Так ли это?

 

- Если говорить об опере, то Пуччини действительно входит в разряд моих любимых композиторов. Продолжатель традиций великого Верди и последний представитель итальянской оперной классики, Пуччини дал импульс к развитию оперы ХХ века.

Он – подлинно оперный композитор, у него всё подчинено голосу. Голос – поющая душа всех его опер, он всегда имеет главенствующее значение и всегда слышен, несмотря на плотный оркестр. В партитурах его опер можно увидеть и обозначение pppppp, то есть шесть пиано, и ffff - четыре форте! И тем не менее голос будет слышен.

В искусной и очень пластичной оркестровке Пуччини передана невероятная страсть. Он использует широкую гармоническою палитру от подлинно итальянской мелодики до, например, народной японской музыки в «Мадам Баттерфляй». Его искренний, глубокий музыкальный язык одновременно и лиричен, и драматичен. Если говорить о «Богеме», то без известных арий Мими и Рудольфа или без вальса Мюзетты трудно представить себе историю оперного искусства.

 

- Пуччини написал сначала «Богему», затем «Тоску», последней стала «Баттерфляй». Вы осуществили их постановку ровно наоборот, начав с последней и закончив первой. Это случайность или в этом есть какая-то свой замысел?

 

- Нет, в тот момент, когда я сюда приехал, у меня ещё не было никаких конкретных планов на будущее. Мне нужно было с чего-то начать. Хотелось яркого, убедительного названия. Мысль о Пуччини появилась интуитивно. С одной стороны, эта опера давала возможность увлечь коллектив, а с другой –у меня был состав для этого спектакля.

И вот, несмотря на то, что «Баттерфляй» была поставлена ещё в старом театре, несмотря на достаточно скромную, исходившую из тогдашних наших возможностей, сценографию, этот спектакль на удивление идёт до сих пор, идёт десять лет! И пользуется успехом.

 

- По статистике, на втором месте в мире по по пулярности среди опер стоит«Травиата», которая есть в репертуар театра. «Богема»стоит на четвёртом месте, «Тоска» и «Мадам Баттерфляй» не выходят из топ-десятки, а «Кармен», к постановке которой театр приступает непосредственно после «Богемы», занимает третью строчку. Вы, как художественный руководитель театра, формируете его репертуар. Имеет ли для Вас значение популярность произведения или Вы ориентируетесь на собственные музыкальные предпочтения?

 

- Я стараюсь по возможности чередовать. В каждом театре должны быть зарекомендовавшие себя оперные хиты, такие названия, как «Кармен»,«Травиата», «Евгений Онегин». Но нельзя благополучно ставить только знаменитые оперы, надо обязательно представлять и неизвестные публике названия. Например, «Осуждение Фауста» в России, кроме нас, идёт только в Москве, при этом мы поставили его раньше, чем Большой театр.

Я считаю, что одна из наших задач – открывать зрителям новые названия, новые для них имена. Тем более что и зрителей привлекает разнообразие репертуара. Но при этом даже оперные хиты мы стараемся подавать так, чтобы они представали свежо, захватывающе, современно.

 

 

Нина Найденова

режиссёр-постановщик

Болгария

Богемный образ жизни характерен не только для той эпохи, которая раскрывается в опере. Основные её черты актуальны и сегодня. Художники и поэты охвачены свободой духа, бунтом, молодым порывом и артистической дерзостью. Они исповедуют свободу страстной, всеиспепеляющей любви. Для них в жизни имеет значение то, что происходит здесь и сейчас! Их артистический дух принимает жизнь как развлечение. Жизнь – игра!

Они играют в жизнь до тех пор, пока она не меняет правила и не показывает им суровую реальность своего существования.

Как режиссёр, я исследую проблему взросления – духовного и эмоционального. Проблему принятия любви как ответственности, а не как сиюминутного волнения чувств, трепета эмоций.

Тема любви вечна. Многие творцы - писатели, композиторы, художники, артисты -создавали и создают о ней самые волнующие произведения искусства. Меня, как режиссёра, волнует и побуждает к действию музыкальный код великого Пуччини. Его музыка открывает нам Любовь, укрощающую легкомысленное порхание по жизни, побеждающую страх взросления, заставляющую быть ответственным за будущее – своё и других. Эта Любовь, смиряя, учит умению отдавать себя, отдавать лучшее в себе - другим.

Я буду счастлива, если сердца публики тронет моё режиссерское послание: Жизнь – игра, в которой находишь прозрение; смысл жизни – дарить любовь, любовь такой огромной силы, которая изменяет весь мир вокруг тебя.

 

 

Светослав Кокалов

художник-постановщик

Болгария

"Богема" – одна из самых популярных опер в мире. И с тех пор, как её впервые поставили на сцене, было столько её интерпретаций, что иногда кажется, что ничего нового придумать уже невозможно. Но на самом деле важно не это: важно почувствовать, уловить дух музыки и драматического конфликта. Потому что Пуччини не только гениальный и очень эмоциональный музыкант, он ещё и большой мастер театра, умело сочетавший романтику и реализм. Мы с режиссёром Ниной Найденовой решили сохранить реалистическую основу конфликта и показать губительное противоборство между молодыми богемцами с их стремлением к любви, к свободе, к искусству - и окружающей действительностью.

Я попытался выразить это через цвет, через контраст жизнеутверждающего колорита жилища богемцев - и серого, даже агрессивного колорита города.

Хочу сказать, что работа над этим спектаклем привлекла меня не только потому, что Пуччини – большой художник. Дело в том, что становление болгарского театра происходило под воздействием двух театральных культур: немецкой и русской. Во время Гражданской войны 1919 года гастролировавшая труппа МХТА оказалась отрезанной от Москвы и начала свои гастроли в Софии. Некоторые актёры и режиссёры остались потом в Софии и оказали большое влияние на формирование болгарского театра. Обучение сценографии у нас тоже происходит на основе русской и немецкой школ. Когда я был студентом, моими кумирами были русские театральные художники – Валерий Левенталь, Сергей Бархин, Давид Боровский. Я учился на их работах, а позже мне приходилось встречаться, общаться с ними на Пражской квадриеннале. То есть русская театральная культура имеет особое значение в моей творческой жизни, и поэтому мне очень интересно и побывать в России, и, тем более, поработать здесь.

В вашем театре я очень впечатлён не только техническим оснащением театра, но высокой квалификацией персонала, с которым мне приходится иметь дело. Здесь очень дружеское отношение, и все работают оперативно, с большим пониманием, тщательно выполняя все задачи.

 

Заслуженный деятель искусств РФ

Галина Дунчева

хормейстер-постановщик

Единственная массовая хоровая сцена «Богемы» - Латинский квартал Парижа в канун Рождества. Она полна ярких красок и рисует кипучую жизнь веселящегося Парижа. Здесь шумит пёстрая толпа: почтенные буржуа, студенты и гризетки, солдаты и жандармы, служанки, дети — сорванцы и проказники; у продавца игрушек Парпиньолянет отбоя от детворы!

Трудно не согласиться с тем, что музыка «Латинского квартала» предвосхищает сцену ярмарочного гулянья в «Петрушке» Стравинского. А Клод Дебюсси заметил: «Не знаю никого, кто сумел бы так описать Париж того времени, как это сделал Пуччини в "Богеме"!

 

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!