Борис Годунов в Кремле

Смельчаки Нижневолжья

Open-air проект Астраханской Оперы

Астраханский театр оперы и балета — коллектив совсем молодой. Созданный в середине 1990-х как театр музыкальный и преобразованный несколько лет назад в оперно-балетный, он активно пишет свою историю, пускаясь в смелые эксперименты, берясь за сложнейшие образцы мировой классики. Текущий год для театра — судьбоносный. Вот-вот наконец состоится открытие нового здания и труппа сможет заработать в полную силу, а зритель — приходить на спектакли в красивый и удобный оперный дом. Впервые спектакль театра («Мадам Баттерфляй») был номинирован на «Золотую маску» и благодаря этому состоялись первые гастроли оперной труппы в Москве. В этом же году впервые театр решается на смелую акцию – устроить open-air представление в естественных исторических «декорациях» Астраханского Кремля, вынеся на суд публики «главную русскую оперу» — «Бориса Годунова» Модеста Мусоргского.

Этот выбор не случаен и более чем оправдан. Строительство великолепного ансамбля Астраханского Кремля непосредственно связано с именем «преступного царя»: будучи наместником на нижневолжских рубежах России, в новых, тогда ещё только завоёванных землях, правитель Русского царства, ещё не царь, но человек, пожалуй, поважнее самого последнего Рюриковича на престоле, Годунов разворачивает в Астрахани активную деятельность, итогом которой стало создание одного из самых значительных средневековых градостроительных комплексов России.

Второй герой оперы, который тесно связан с Астраханью, точнее героиня – это Марина Мнишек: именно в Астрахани заканчивается Великая Смута начала 17 века, именно здесь прячется от московских властей супруга двух самозванцев, неудачливая русская царица, именно отсюда, из Астраханского Кремля она совершает своё последнее бегство на реку Урал и сюда же её привезут уже в цепях. Так что место для оперы, действие которой хотя и происходит не в Астрахани, а в основном в Москве, тем не менее, самое подходящее.

Выбор этого пространства совершенно естественен ещё и по другой причине: ансамбль Астраханского Кремля, по крайней мере, главный храм Соборной площади – Успенский – с его мощными галереями, огромной лестницей и примыкающим величественным Лобным местом (вместе с московским на Красной площади их сохранилось в России всего два) создают небывало компактную композицию, где расстояния сравнительно не велики, и его действительно можно использовать как более чем удачную сценическую площадку для развёртывания полномасштабного исторического действа.

Именно в этих естественных «декорациях» и разыграл свой спектакль главный режиссёр театра Константин Балакин в содружестве со сценографом Еленой Вершининой. Молодые постановщики полны самых смелых идей, и скоро на новой сцене театра состоится премьера ещё одной версии «Бориса», решённой абсолютно современно, авангардно. Но для исторического места Балакин и Вершинина находят единственно верный подход, тактично и с любовью вписывая драму Пушкина – Мусоргского в уникальный архитектурный ансамбль. Получился спектакль традиционный по средствам выразительности, чётко следующий либретто великого произведения русской музыки. И вместе с тем авторам удалось сделать новые нетривиальные акценты в постановке, что придало ей свежести и энергии.

Главная находка и центральная визуальная доминанта – это огромный колокол, возведённый на Лобном месте. Образ этого гиганта олицетворяет собой колокольный звон, так много значивший в жизни русского человека, олицетворяет одновременно и духовность народа и его бунтарскую сущность (не зря колокола в своё время наказывали и ссылали как настоящих политических противников). Внутри этой конструкции, наполовину открывающей зрителям своё внутреннее пространство – звонница, где в урочный час будет бить в набат Юродивый – в это время с кремлёвской колокольни, символа Астрахани, раздаётся натуральный колокольный звон, органично вплетающийся в партитуру Мусоргского. В финале оперы, начавшейся с фактически кровавого дела, и предвещающего кровавое продолжение, о котором как раз и жалуется Юродивый в своих знаменитых причитаниях, колокол вновь поворачивается тыльной, закрытой стороной к публике и по нему струями стекает кровавый поток – сильная, безотказно действующая метафора. Никаких ужасов, зверств и пыток, никакой «расчленёнки», чем так сегодня часто злоупотребляет и театр, и кино, желая вызвать у зрителя соответствующие эмоции, - а потрясает, ужасает до глубины души.

Костюмный спектакль (художник по костюмам Ольга Девкина) смотрится современно благодаря удачно обыгранному месту, каждому изгибу древней архитектуры – благо предлагает ансамбль Успенского собора многое для творческой фантазии. Важную роль при постановке в «естественных декорациях» имеет световое решение, и в данной работе оно крайне удачно: даны верные акценты, которые укрупняют и углубляют создаваемые образы, обогащают общее визуальное впечатление (художник по свету Ирина Вторникова).

Реализуя новое дело, театр столкнулся с естественными трудностями. Из-за гастролей труппы на Кавказских Минеральных водах opera-air пришлось играть в середине октября: казалось бы, для тёплых южных широт это не проблема, но дождь, тем не менее, подгадал ровно к началу спектакля, и чуть было не расстроил всё дело. Но воспользовавшись небольшим затишьем стихии, театр решился начать спектакль с получасовым опозданием, и дождь отступил – попытался начаться ещё раз, но, видимо, заслушавшись и засмотревшись вместе с многотысячной публикой, забыл о своём злокозненном деле, да так и унялся совсем.

Проблема всех open-air проектов в России, где отсутствуют естественные площадки по типу средиземноморских античных амфитеатров, это акустика: ну нет её, увы, не на Красной или Соборной площадях в Москве, не на Дворцовой в Петербурге, ни у стен Святогорского или Тихвинского Успенского монастырей, ни в Новгородском или Псковском кремлях – словом, нигде, где уже не раз пытались российские музыканты и продюсеры устраивать грандиозные оперные шоу. Поэтому встаёт во весь рост вопрос о подзвучке – сделана она должна быть грамотно, профессионально, чтобы и слышно всем и всё было, и в то же время, чтобы техника не подвела, и чтобы не слишком искусственно всё звучало. В Астрахани с проблемой в целом справились (звукорежиссёр Павел Омельченко), хотя небольшие накладки всё же были: больше всех не повезло исполнителю партии Самозванца Александру Диянову – его красивый голос несколько раз пропадал в достаточно ответственных местах, к остальным техника была более благосклонна и в целом звукорежиссёрам удалось выстроить хороший баланс между солистами, оркестром, хором и колокольным звоном, и учесть особенности акустики кремлёвского пространства. Голоса некоторых певцов звучали даже выигрышней, чем в естественной акустике театра, а уж что касается дикции и солистов, и хора, то в «микрофонном» варианте она была для публики определённо более комфортна.

Опера давалась без антрактов, вследствие чего, а также учитывая, что у астраханцев это первый опыт, партитура была существенно купирована. Тем не менее, театр остановился на второй авторской редакции, и помимо традиционных «борисовых сцен», были показаны вторая половина польского акта (со знаменитым дуэтом Марины и Самозванца) и неистовая сцена под Кромами. В целом купюры были сделаны очень тактично и общего впечатления не разрушили.

Музыкальное решение также произвело благоприятный эффект. Абсолютно состоятельным оказался в титульной партии Сергей Белоусов: в его пении хотелось бы больше кантилены и меньше характерности и маркатированности, но в целом образ получился запоминающимся и ярким. Неожиданно превосходно прозвучал Александр Диянов (Самозванец) – несмотря на помехи со звукоусилением его голос понравился красивым тембром и звонкостью, манера – благородством, фразировка – естественностью. Эта работа, похоже, стала новым и очень удачным шагом певца вперёд. Красивый звук Марины Васильевой (Мнишек) местами был чересчур элегичен и даже вяловат, хотелось бы больше властных, где-то даже стервозных интонаций, хотя уровень её пения в целом высокий. Проникновенное пение Романа Корена (Юродивый) всерьёз задело: этот образ и по масштабу партии, и по характеру персонажа, и по специфике голоса артиста гораздо больше ему подходит, нежели спетый на закрытии сезона Герман: Юродивый Корена запоминается чуть ли не более других персонажей.

Партии второго плана также озвучены добротно. Весомый вокал продемонстрировал Алексей Фролов (Пимен), блеснул красотой тембра Александр Малышко (Щелкалов), звонкое журчание нежного сопрано Евгении Старцевой создало законченный образ (несмотря на краткость присутствия на сцене) несчастной дочери царя Ксении. Ивану Максимейко (Шуйский) ещё предстоит поработать как над образом, так и над вокалом: заявка для молодого певца хорошая, удачная, но до законченности, отточенности характера льстивого и коварного царедворца ещё далеко. Большего ожидал, помня его московские выступления, от Максима Палия (Варлаам): баланса между разгульной разухабистостью его героя и чистотой вокальной линии пока ещё не найдено.

Самое яркое впечатление open-air проекта – работа Валерия Воронина и его подопечных: сочная оркестровая игра, задумчивые темпы в неторопливых, эпических сценах, буря эмоций в драматических кульминациях (сцена под Кромами, так часто купируемая сегодня театрами, - настоящий подарок слушателям!), хорошая проговоренность музыкальных тем, общая тембровая цветистость звучания, прекрасная координация с хором, который стал заметно лучше, крепче, увереннее с нашей последней встречи на «Пиковой» летом этого года (хормейстер Галина Дунчева) – всё в целом говорило об очень продуманной работе, о концептуальном подходе к воплощению партитуры. Добавьте к этому ещё экстремальные условия ненастья, грозившего сорвать всю акцию астраханцев, и вы поймёте, что театр во главе со своим худруком свершил настоящий подвиг!

Огорчает лишь одно: проект, каким бы хорошим он ни был, - разовый. Такое мощное, достойное высказывание театра навеки стало достоянием истории. Пожелаем же театру вернуться к этой плодотворной идее, к этому интересному формату! И пусть в Астраханском Кремле в будущем ещё не раз прозвучат и тот же «Борис Годунов», и будут поставлены другие русские оперы, которые серьёзно просятся в эти исторические реалии, такие как «Хованщина», «Жизнь за царя», «Царская невеста», «Псковитянка», «Опричник»…

Астрахань — Саратов — Москва

Александр Матусевич

Оперный критик. Шеф-редактор интернет-портала Belcanto.ru,

Заместитель главного редактора интернет-журнала OperaNews.ru,

Постоянный автор журнала Союза композиторов России «Музыкальная жизнь».


 

 

ГУЛ ИСТОРИИ

 

Впервые в Астрахани

Астраханский государственный театр оперы и балета начал свой 17-й сезон.

Уже 12 октября состоится уникальное культурное событие в жизни нашего города. Театр представит грандиозный театральный проект: на Соборной площади  Астраханского кремля, впервые в Астрахани и единственный раз будет представлена опера М. Мусоргского «Борис Годунов».

Для крупномасштабной постановки с участием симфонического оркестра, солистов и хора театра не случайно выбрана именно эта опера: с Астраханским кремлём непосредственно связаны имена Бориса Годунова и Марины Мнишек.

Историкиединодушнопризнают, что практически все 14 лет, пока на русском троне сидел неспособный к государственной деятельности сын Ивана Грозного, единоличным правителем Русского государства был Борис Годунов. Для нас же особенно интересно то, что тотчас после венчания на царство  Фёдора Иоанновича Годунов получил титул наместника царств Казанского и Астраханского. В это время он начал постройку городов на окраинах Московского государства.

Первоначальный Астраханский кремль был деревянным и не мог служить серьёзной защитой. Годуновкак  правительАстраханского царства с особой заинтересованностью контролировал строительство каменного кремля, которое, по его распоряжению,  вели Михаил Вельяминов и Дей Губастый. К 1589 году город был полностью обнесён каменной стеной с башнями: «… зделан город бесчисленно хорош, и кругом его пояс мраморен, зелен да красен».

Многое в истории Астраханского кремля связано с  Мариной Мнишек, русской царицей,  женой Лжедмитрия I, а затем Лжедмитрия II.

Ровно 400 лет назад, в октябре 1612 года, народное ополчение под руководством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от поляков. Лжедмитрий II, «Тушинский вор», был убит, Марина Мнишек со своим сыном и атаманом Заруцким  укрылась в Астрахани.

Стоит сказать, что все годы Смутного времени, начавшегося с появления Самозванца, была раздираема смутой и Астрахань. КогдавсяРоссияуже присягнула на верность Лжедмитрию, противилась только Астрахань, где воевода Михаил Сабуров и архиепископ Феодосий резко обличали лжеца Гришку Отрепьева. Город то и дело вскипал мятежами, здесь появлялись собственные самозваные  царевичи: двенадцать за три года!   Активнейшими участниками смуты были монахи Троицкого монастыря, поддержавшие Лжедмитрия I. Игумен Иона, сменивший низвергнутого архиепископа Феодосия,  самолично ездил в Москву, чтобы поклониться самозваному царю. Неудивительно, что Мнишек нашла приют именно в Троицком монастыре, который находился на территории кремля. Заруцкого принял в собственном доме, также укрытом за кремлёвскими стенами, астраханский воевода князь Иван Хворостинин. В тевременавласть воеводы на местах была ощутимее и конкретнее власти наместника, сами воеводы назначались только из знатнейших боярских и княжеских родов, поэтому  поразительно обстоятельство, о котором известный историк Сергей Соловьёв пишет: «В  Астрахани не чернь встала за Лжедмитрия: здесь изменил Шуйскому воевода, князь Хворостинин».

Поначалу Заруцкий вёл себя тихо, но вскоре он и его казаки начали грабить и творить бесчинства. Троицкие монахи подали Хворостинину челобитную грамоту: «Ивашко Заруцкий взял из монастыря паникадило и сделал из него серебряные стремена, а лютерка Маринка, надругавшись над верой православной, устроила при монастыре домовую католическую церковь». Хворостинин попытался образумить Заруцкого и Мнишек, но был цинично схвачен и обезглавлен.Кровь горожан рекой полилась на пытках и казнях.Это быстро отрезвило астраханцев, в городе снова поднялись волнения. Марина Мнишек, страшась нарастающего возмущения, запретила ранний благовест к заутреням – слишком хорошо она помнила набат 17 мая 1606 года, московское восстание против польских захватчиков, самосуд над  Лжедмитрием I. Но запрет на церковный звон вызвал ещё больший гнев астраханцев, они грозили расправой Заруцкому и «лютерке-еретице». Тогда Заруцкий, запершись в кремле, обратил на город пушки.

В это время к Астрахани  подошли терские казаки  под  командованием Василия Хохлова. Их численность значительно превышала силы атамана, и он не стал дожидаться, когда прибудут ещё и государевы войска.

Побег из кремля был возможен только через Никольские ворота,  выходившие  прямо на пристань. Ночью 12 мая 1614 года Марина с сыном и Заруцкий тайно погрузились на струги и сначала ушли в море, а потом укрылись на Яике. Однако спастись бегством им не удалось. Вскоре они были схвачены и 25 июня привезены в Астрахань, а отсюда через Казань отправлены в Москву. Заруцкого охраняли 230 стрельцов, Марину с сыном – 600. На случай попытки их освобождения  существовал тайный приказ убить пленников.

В Москве Заруцкого посадили на кол, сына Марины повесили. Самаонаскончалась  в тюрьме: по московским сведениям, умерла с горя, по польским - была задушена или утоплена. Так страшно и бесславно окончилась история первой коронованной русской царицы Марины Мнишек.

В Астраханском государственном музее хранится ценнейшая реликвия: плащаница, собственноручно вышитая матерью ИванаГрозногоЕленойГлинской. Она находилась в Архангельском соборе Московского Кремля и была вывезена Мариной среди других реликвий, а после бегства Мнишек многие годы хранилась в Астраханском кафедральном соборе, пока не была передана в музей.

На территории Астраханского кремля сохранился Троицкий собор, оставшийся от Троицкого монастыря, где скрывалась Мнишек. Помнят её и кремлёвские стены, немногие из хорошо сохранившихся среди тринадцати действующих кремлей России. Обветшавшая Никольская надвратная церковь в начале XVIII века была перестроена, но находится точно на том же месте, откуда бежала Марина.

Рядом с гордостью астраханцев - Успенским кафедральным собором - возвышается белоснежная Пречистенская колокольня.Во времена Мнишек на её месте была проездная башня. Вскоре после изгнания из Астрахани Мнишек и Заруцкого, в память об этом событии, на башне выстроили надвратную церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. С тех пор и поныне главные ворота кремля называются Пречистенскими: по одному из наречений  Богородицы – Пречистой Девы.

В своей опере Мусоргский, вслед за Пушкиным, обратился к иному периоду как из жизни Годунова, так и из жизни Мнишек. Но то обстоятельство, что Астраханский кремль имеет непосредственное отношение к ним обоим,  приближает к нам и обе эти личности, вошедшие в мировую историю, и сами события того времени; позволяет увидеть их как бы глазами очевидцев, почувствовать остро и сиюминутно.

Решение исключительно непростой задачи постановки оперного спектакля под открытым небом взяли на себя музыкальный руководитель и дирижёр Валерий Воронин, режиссёр-постановщик Константин Балакин, художник-постановщик Елена Вершинина, художник по костюмам Ольга Девкина, хормейстер-постановщик, заслуженный деятель искусств России Галина Дунчева, художник по свету Ирина Вторникова, звукорежиссёр Павел Омельченко.

Режиссёр-постановщик спектакля Константин Балакин считает, что исполнительские ресурсы театра таковы, что он, наряду с очень немногими столичными коллективами, может позволить себе этот сложный и рискованный эксперимент. «Я всегда был убеждён, что опера – жанр для закрытого театрального пространства, не терпящий дневного света и неба над головой.Однако, впервые увидев архитектурный ансамбль Астраханского кремля, сразу представил, что эта исторически сложившаяся декорация даёт возможность разубедиться в этом.Крайне редко исполняемая под открытым небом опера находится в органическом единстве с окружающей средой.«Борис Годунов» Мусоргского и Астраханский кремль словно созданы друг для друга».

 

Н. ТУРИЕВА
Ссылка на источник: газета «Волга» 02.10.2012 №143 (26209)


 

«Борис Годунов» в «живых декорациях» кремля

Астраханский государственный театр оперы и балета готовит большой театральный проект: 12 октября впервые в Астрахани на Соборной площади  Астраханского кремля будет представлена в «живых декорациях» опера М. Мусоргского «Борис Годунов».

Спектакль идёт при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Его благословил архиепископ Астраханский и Енотаевский Иона.

Для крупномасштабной постановки с участием симфонического оркестра, солистов и хора театра не случайно выбрана именно эта опера: с Астраханским кремлём непосредственно связаны имена Бориса Годунова и Марины Мнишек.

Постановку оперного спектакля под открытым небом осуществляют музыкальный руководитель и дирижёр Валерий Воронин, режиссёр-постановщик Константин Балакин, художник-постановщик Елена Вершинина, художник по костюмам Ольга Девкина, хормейстер-постановщик, заслуженный деятель искусств России Галина Дунчева, художник по свету Ирина Вторникова и звукорежиссёр Павел Омельченко.

 

В отеле Park inn руководство театра для местных СМИ провело пресс-конференцию. Художественный руководитель театра Валерий Воронин сказал, что над данной оперой театр работал довольно серьёзно в течение года: «Это грандиозное событие не только для Астрахани, но и для России. Практически только Мариинский театр ставил полноценный спектакль под открытым небом, были попытки других театров, но в основном это было концертное исполнение оперы».

Главное действо спектакля развернётся на Лобном месте  кремля и лестнице, ведущей к Успенскому собору. Кроме них будут задействованы и другие игровые зоны. Сложность заключается в том, что они находятся в отдалении друг от друга, поэтому придётся использовать много микрофонов.

 

Режиссёр-постановщик Константин Балакин отметил авторское прочтение оперы: «Мы оставили в опере практически все хоровые сцены, недаром она называется «народная музыкальная драма». В нашем театре полноценный хор, в нем 30 мужских голосов. Не каждый провинциальный театр имеет такую палитру голосов. Это позволяет нам в полной мере показать всю красоту хоровых сцен».

В постановке занято более 250 человек. Для зрелищности спектакля привлечены лошади Астраханского каретного двора. Мощное звучание симфонического оркестра будет усилено могучим звоном колоколов Пречистенской колокольни.  В Астраханском кремле уже прошли две репетиции, завтра там будет организован генеральный прогон. В день премьеры на Соборной площади установят 1200 посадочных мест.

 

Е. Лысенко

Культура
Газета «Волга» 11.10.2012 №149 (26215)

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!